Государственная служба: понятие и принципы, страница 3

Квалификационные принципы государственной службы характеризуют основные требования, предъявляемые к уровню образованию государственного служащего. В частности, принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предусматривает осуществление государственными служащими вверенных им должностных обязанностей на профессиональной основе, а так же соответствие служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующей должности. Так, государственный служащий должен соответствовать уровню профессионального образования и обладать опытом работы по избранной специальности.

Государственный служащий призван не допускать конфликта интересов. Ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей. Очевидно, что публичные задачи государственной службы доминируют над личными, субъективными предпосылками осуществления государственным служащим возложенных на него обязанностей, поэтому под личной заинтересованностью в данном случае понимается возможность неосновательного обогащения, т.е. получения государственным служащим прямых или косвенных материальных выгод, связанных с осуществлением им должностных обязанностей.

Противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и законными интересами граждан, публичных или частноправовых организаций может быть опосредованно различными психологическими факторами, такими как: проявление личной симпатии или личной неприязни к должностным лицам, когда подобные гуманитарные проявления способны повлиять на осуществление служебного поручения. Конфликт интересов в этих случаях не имеет корыстной подоплеки и обусловлен эмоциональными или субъективными психологическими факторами, присущими данному физическому лицу. Государственный служащий призван не допускать, возникновения конфликта интересов, т.е. своими легитимными действиями (бездействием) должен предотвращать угрозу его возникновения. В этих случаях необходимо принимать во внимание установленную должностным регламентом или иным правовым актом императивность должностных обязанностей, если государственный служащий вправе избрать должную альтернативу своему поведению и воздержаться от осуществления действий, способных вызвать коллизии у подчиненных ему служащих или лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, то он должен поступить именно таким образом.

3 Понятие государственно - служебного отношения

Государственно - служебные отношения представляют собой разновидность публичных отношений, возникающих в связи с обеспечением полномочий государственного органа. Изменение, приостановление и прекращение служебных отношений может быть обусловлено общегосударственными интересами и индивидуальными потребностями должностного лица.

Служебные отношения различаются в зависимости от статуса государственного органа. Такие органы, в соответствии с ч.1 ст.11 Конституции, создаются субъектами федеральной публичной власти – Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч.2 ст.11 Конституции), прокуратурой (ст.129 Конституции), органами судебной власти (ст.125 - 27 Конституции).

Государственно - служебные отношения возникают:

- в органах, создаваемым Президентом РФ для обеспечения его полномочий, в Администрации Президента, в Совете Безопасности РФ (п.«ж», «и» ст.83 Конституции),других органах, создаваемых при Президенте РФ;

- в федеральных органах исполнительной власти – Правительстве РФ, федеральных министерствах и федеральных ведомствах (федеральных службах и федеральных агентствах), обеспечивающих федеральные полномочия ( п.«а» - «т» ст.71 Конституции) и полномочия, отнесенные совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.«а» - «о» ч.1 ст.72 Конституции);

- в территориальных органах, создаваемых федеральными министерствами и ведомствами для обеспечения их полномочий (ч.1 ст.78 Конституции);

- в федеральных публичных органах, осуществляющих специальные контрольные функции (например, Счетная палата РФ) или специальные исполнительно – распорядительные полномочия (например, Банк России) Указанные органы созданы для обеспечения федеральных полномочий, отнесенных к их ведению федеральными законами, и действуют независимо от федеральных органов исполнительной власти;