Экспертиза технического состояния автомобиля, страница 4

Поломку вследствие усталости металла иногда ошибочно изображают в виде процесса «Кристаллизация металла». Такое суждение возникло исходя из того, что усталостная трещина фактически углубляется (металл разрушается) вокруг отдельных зерен в металле, а не проходит по ним. В связи с этим излом выглядит до некоторой степени кристаллическим. Однако действительной причиной является очень небольшая трещина или метка, оставшаяся после механической обработки инструментом. Именно в этом месте происходит концентрация напряжения, что ведет к росту трещины и ее углублении в металл. Осматривая деталь (предполагая ее поломку вследствие усталости следует отметить, имеет ли данная деталь какой-либо изгиб около места излом аили нет. Если деталь повреждена в результате удара о выступ дороги, то на ней будет прогиб причем максимальная величина такого прогиба будет наблюдаться в месте поломки. Кроме того внутри прогиба на металле должны быть вмятины и следы удара. В случае же усталостного разрушения происходит обычно очень незначительный изгиб и никаких следов указывающих на то что деталь была поврежедена нет.

12.3 Экспертиза обгоревших автомобилей

Если на поверхности кузова автомобиля резко различаются участки сгоревшей и несгоревшей краски (небольшое вздутие участка), можно предположить, что горел бензин. Если несгоревшая краска постепенно переходит (длинный вздутый участок) в обгоревшую, то процесс горения протекал медленно и без присутствия бензина. Исходя из этого можно установить, горел ли бензин при пожаре или горели другие предметы (замыкание проводов и т. п.). В последнем случае в дверях автомобиля стекла остаются, как правило, неповрежденными и на них не остаются следы плавления, так как при горении без участия бензина выделяется недостаточное для плавления стекла количество тепла. Пружины сидений не теряют при этом упругости. Пламя обычно не распространяется через теплоизоляционную стенку, отделяющую пассажирский салон от подкапотного пространства, и не проникает в багажник. Пожар распространяется в той части автомобиля, где он возник. При пожаре в салоне кузова крыша автомобиля имеет незначительные признаки коробления, коврики на полу автомобиля сгорают, пол кузова не повреждается.

При сильном же огне стекла на автомобиле плавятся и деформируются. Пружины сидений теряют упругость, что указывает на сильный нагрев пружин. Крыша автомобиля сильно деформируется и может даже прогнуться. Пол автомобиля сгорает полностью. Эти основные факторы следует учитывать эксперту при расследовании обгоревших автомобилей. При этом нужно учитывать важную особенность: топливный бак на обгоревшем автомобиле почти всегда остается неповрежденным в случае самовоспламенения автомобиля, и в нем всегда остается бензин. Нужно помнить, что в жидком состоянии бензин не воспламеняется, а топливные баки автомобиля конструируются так, что топливо из него подается только к топливному насосу. Все топливопроводы находятся под полом автомобиля и поэтому бензин никогда не попадает в пассажирский салон, если система питания герметична. Эксперту следует помнить, что пламя не уничтожает полностью остатки предметов и вещей, сгоревших в автомобиле. Горящая сигарета превращается в пепел, имеющий также цилиндрическую форму. Сгоревший лист бумаги иногда можно даже прочитать. В сгоревшем автомобиле можно восстановить обстановку, имевшую место до пожара. Предметы в ящике для личных вещей водителя могут быть относительно целы, так как пламя не проникло внутрь ящика.

По прибытии для осмотра обгоревшего автомобиля эксперт должен руководствоваться следующим. Ему необходимо сосредоточить свое внимание только на повреждениях, вызванных пожаром. Не надо обращать внимания на повреждения, вызванные столкновением, пока не будет произведен тщательный осмотр всех повреждений в автомобиле, вызванных пожаром. Имеются две причины для проведения расследования таким способом. Во-первых, повреждения вследствие пожара наиболее очевидны и поэтому их легче всего выявить. Во-вторых, хотя пламя не сдвигает предметы со своих мест во время осмотра их можно случайно переместить.

Поэтому важно сделать фотоснимки и провести некоторые измерения, необходимые для расследования, прежде чем пепел буде развеян ветром.