Экспертиза технического состояния автомобиля, страница 3

Имеется еще одна техническая неисправность, которая не является общей, но эксперт должен помнить о ней. Это так называемый «случайно заклинивший рулевой привод». Имеется в виду тот слу< чай, когда водитель пытается повернуть рулевое колесо, но не может заставить его двигаться, а передние колеса ведут себя так, кай .будто они застопорились. Такое явление может быть обусловлено неправильной сборкой или наличием неисправных амортизаторов. Если детали рычажной системы устанавливают так, что они не могут передвигаться в нужном направлении, то они будут защемляться, когда передняя часть автомобиля проседает при торможении. Например, некоторые рычажные механизмы конструируют так чтобы нижняя поверхность поперечной рулевой тяги располагалась параллельно поверхности дороги на уровне расположения внешнего конца рулевой сошки. Если это не предусмотрено, рычажный механизм может задевать во время торможения за другие части автомобиля. В случае изношенных амортизаторов автомобиль может сильно качать при торможении, задевание рычажной системы может быть довольно существенным.

Если столкновение автомобилей является следствием вышеуказанных причин, эксперт должен проверить соответствие технического состояния автомобиля требованиям инструкции по эксплуатации.

Если допускаемые вертикальные перемещения ограничены вследствие неправильной установки деталей и при этом амортизаторы автомобиля неисправны, то передняя часть автомобиля может проседать во время торможения настолько, что может вызвать заедание рычажной системы рулевого управления. В этом случае автомобиль перестает быть управляемым и может произойти столкновение автомобилей. Хотя это наблюдается только при резком торможении, водитель обычно не предполагает, что произошло заедание рулевого привода, а если и обнаруживает это, то уже слишком поздно. Если при столкновении водитель намеренно избежал поворота рулевого колеса или по его словам он не смог повернуть рулевое колесо, то эксперт должен тщательно проверить техническое состояние рулевого управления и установить истинную причину случившегося.

12.2 Усталостное разрушение деталей автомобиля

Иногда причиной технической неисправности может быть поломка детали автомобиля, вызванная усталостью металла, что обусловлено неправильной конструкцией детали или заводским браком. Поломки вследствие усталости металла можно выявить путем осмотра поврежденной детали. Такая деталь имеет характерную зернистую структуру в месте излома, распространяемую на небольшой части поверхности излома. Остальная же часть поверхности излома может быть совершенно гладкой с яркими и чистыми краями. При усталостном разрушении (если эта деталь, конечно, не защищена, например, тяга привода рулевого управления) на детали всегда имеются следы скопления грязи, жидкого битума или коррозии. Это объясняется тем, что трещина от усталости в металле существует некоторое время до поломки детали.

Эта неисправность начинается с очень незначительной трещины или небольшой метки, оставленной металлообрабатывающим инструментом (часто на внутренней резьбе). Вначале эта трещина очень мала и не влияет на прочность детали. Но в процессе эксплуатации этой детали от воздействия вибраций и усилий трещина на металле увеличивается. В день она может увеличиться примерно на 0,025 мм. Поскольку она растет очень медленно, металл разрушается по границе зерен, обнажая зернистую структуру. В течение этого времени внутрь трещины забивается грязь и смазка. В конце концов через неделю или месяц трещина увеличится на столько, что прочность детали существенно изменится, и наступит такой момент, когда деталь, находясь в эксплуатации, неожиданно разрушается по трещине, поскольку она уже не обладает первоначальной прочностью. Поломка происходит почти мгновенно; металл разрушается по зернам, обнажая гладкую структуру поломанной части. В случае поломки тяги рулевого управления, автомобиль внезапно теряет управление. Так как водитель очень быстро останавливает автомобиль после случившейся поломки, то гладкая часть излома имеет яркий и блестящий вид без следов грязи или смазки .

При усталостном разрушении деталей автомобиля почти всегда наблюдаются две характерные особенности. Одна часть излома имеет зернистый и грязный внешний вид, а другая часть — гладкая и чистая.