Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей, страница 7

Любая стратегия формируется для реализации определенной цели, которая выбирается предварительно. Практически стратегия это путь, база для достижения поставленной цели.

Необходимо отметить, что большое практическое и теоретическое значение имеет оценка подходов, формализация их отличий в сфере методологии, теоретической и практической деятельности. Все подходы существенно связаны с целевой ориентацией организаций, которая на практике выливается в процесс выбора стратегии, ее целеполагания (см. рис. 1.6).

Реализация любой стратегии предусматривает организационные меры по осуществлению выбранного варианта стратегии, проектирование и планирование, реструктуризацию, итоговый контроль (мониторинг) итогового процесса, реализацию решений.

Существенное конкурентное преимущество не всегда зависит от планов компании. Его можно считать перспективным при достаточной активности руководства предприятия, качестве спрогнозированных и реализуемых путей развития, мобилизационном уровне потенциала, возможности привлекать капиталовложения и т.д. Кроме того, большую роль в повышении конкурентоспособности предприятий ОПК играет государство через реализацию механизма квотирования, лизинга высокотехнологического оборудования, прямой государственной поддержки, протекционистской политики на внешнем рынке и др.

В литературе часто делаются попытки сузить (с нашей точки зрения) трактовку стратегической цели до традиционного увеличения финансового потенциала компании путем реструктуризации и диверсификации производства.

Рис. 1.6 Этапы перехода от целей к выбору стратегии корпорации

Современные условия функционирования предприятий ОПК (в условиях кризисные ситуации при высоком уровне глобализации) определяют расширение сферы стратегического целеполагания предприятия. В основном, это касается показателей финансовой устойчивости и безопасности компании, учет  динамики прибыли и принятие к руководству национальных интересов страны в области обороны.

Рассмотрев целевую ориентацию финансовой стратегии предприятия ОПК, перейдем к основам ее формирования. При формировании финансовой стратегии необходимо использовать существующие, апробированные на практике, методики построения такого рода стратегий, конкретизируя их для каждого отдельного предприятия.

В целях решения задач диссертационного исследования дадим краткую характеристику существующим методикам построения финансовых стратегий корпораций.

Так, методика разработки финансовой стратегии компании рассмотренная И. Бланком представляет собой следующие этапы:

1) Разработка общего периода формирования финансовой стратегии компании. Основными факторами определения периода формирования финансовой стратегии является определения путей и направлений развития экономики, определение отрасли функционирования предприятия, его масштаб, стадия жизненного цикла и прочие.

2) Опираясь на SWOT-, SNW- и PEST-анализов, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, портфельного анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, а также экспертного анализа происходит исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансово-экономического рынка; с использованием приведенных возникает возможность провести анализ внутренней и внешней финансовой среды компании. Формы оценки внутренней и внешней среды предприятия являют собой, как правило, качественный анализ. На наш взгляд есть существенные недостатки методов: указанные методы оценки  следует использовать комплексно с другими методами; эти методы не предоставляют детальной оценки стратегической позиции предприятия. В условиях реализации данных методов в качестве инструмента для обоснования проектов и стратегий необходимо иметь ввиду, что они могут систематизировать всего лишь уже существующие знания. Может оказаться, что знания неверны или их слишком недостаточно, тогда и результаты анализа будут составлять маленькую ценность;

3) Детальная проработка сильных и слабых сторон финансовой деятельности компании;

4) Разносторонняя оценка стратегической финансовой позиции компании;