Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей, страница 2

Рис. 1.2  Место финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия ОПК

перспектива для совместных усилий и достижения конкурентных преимуществ. В-четвертых, создание приоритетных инвестиционных направлений, перелив ресурсов компании в наиболее перспективные области.

С учетом места финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия исследователи определяют следующие ее сущностные характеристики:

- финансовая стратегия предприятия это вид его функциональных стратегий;

- в системе функциональных стратегий компаний финансовая стратегия является ведущей;

- финансовая стратегия включает все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия;

- процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования индивидуальных финансовых целей планового поступательного развития предприятия;

- процесс разработки финансовой стратегии определяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных задач;

- финансовая стратегия определяет оптимальные пути распределения дефицитных финансовых и  материальных ресурсов;

- финансовая стратегия обязана учитывать меняющиеся условия внешней среды в процессе финансового развития предприятия и соответственно реагировать на все меняющиеся факторы;

- изменение финансовой стратегии при изменении условий внешней среды обеспечивается в первую очередь изменениями направлений формирования и использования финансовых ресурсов компании.

По общему мнению зарубежных и отечественных исследователей, финансовая стратегия, являясь подсистемой общей стратегии развития предприятия, носит по отношению к последней подчиненный характер и соотносится с ее целями и вектором развития. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на разработку общей корпоративной стратегии развития компании.

Данное обстоятельство связано с тем, что главная цель общей корпоративной стратегии - обеспечение максимально возможных темпов развития и повышение конкурентного уровня компании  ОПК - связана с тенденциями развития идентичного товарного рынка (вооружения и военной техники, потребительского или факторов производства). Не исключено, что тенденции развития товарного и финансового рынков могут не совпадать, возникает ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не реализовываются в связи с финансовыми ограничениями. Тогда финансовая стратегия определяет коррективы в общую корпоративную стратегию развития предприятия.

Очевидно, что финансовая стратегия не является обычной разработкой управленческих действий, ее эффективность будет реальной, когда:

- стратегия становится жизненно необходимым для компании инструментом;

- должно быть выбрано необходимое направление финансового развития и дана ему соответствующая оценка;

- должны быть обозначены реперные точки стратегии, определяющие основную идеологию будущего развития фирмы;

- стратегия должна быть гибкой и адаптивной, учитывая быстроту изложения ситуации на финансовых рынках;

- финансовая стратегия компании должна быть четко скоординирована с государственными стратегическими решениями в области военного строительства и собственными функциональными стратегиями, особенно ориентированными на повышение рыночной стоимости компании.

Финансовая стратегия предприятия ОПК должна помогать обеспечению интересов корпорации, национальных интересов экономики страны и обеспечения военно-экономической безопасности государства.

События последних лет (2008-2010 гг.) показывает, насколько финансы продолжают играть ключевую роль в развитии экономики и общества. Поиск путей выхода из финансового кризиса предопределяет появление новых механизмов и инструментов регулирования финансового процесса, все более активную роль играют современные финансовые институты, что обусловливает необходимость выработки новых решений в области их взаимодействия, консолидированного использования.

Учитывая неопределенность, важность и многогранность категории «финансовая стратегия», ее использование в литературе разнообразно и зависит, как правило, от общего контекста категории финансового регулирования, которая рассматривается определенными исследователями.