Теоретико-методологические основы формирования и реализации финансовой стратегии предприятий оборонных отраслей, страница 3

К примеру, в американской и европейской литературе в области финансового менеджмента понятие финансовая стратегия отсутствует. В стратегическом менеджменте финансовая стратегия представлена как одна из функциональных стратегий, а в финансовом менеджменте ученые оперируют конкретными терминами как долгосрочные инвестиционные решения, структура капитала, дивидендная политика, кредитная политика, управление денежными средствами, запасами, финансовое планирование и т.д.

Отечественные экономисты-исследователи (Давыдова Л.В. и Ильминская С.А.) конкретизируют финансовую стратегию в качестве рычага для экономического роста компании. При этом, при разработке финансовой стратегии рекомендуют выделять следующие основные направления развития финансовой деятельности, которые направлены на достижение основной цели финансовой стратегии:

- координация финансовых ресурсов предприятия;

- выбор основных линий и этапов инвестиционной деятельности;

- осуществление финансового равновесия компании.

Определение приоритетные направления основной финансовой стратегии компании должны быть конкретизированы в целевых стратегических направлениях:  структура активов, финансовый леверидж, период оборота дебиторской и кредиторской задолженностей, рентабельность собственного капитала, темпы роста чистого денежного потока.

Так как цели и задачи, решаемые финансовой стратегией весьма разнообразны, следует сформировать ряд направлений, которые правомерно рассматривать в качестве компонентов финансовой стратегии. (рис. 1.3).

Данные направления реализации финансовой стратегии характеризуют различные соотношения между субъектами рынка по поводу формирования, распределения, использования фондов финансовых ресурсов, реализации финансовых инструментов. Следовательно, финансовую стратегию предприятия можно определить как единую модель и инструмент действий, необходимых для реализации стратегических целей, поставленных компанией.

В анализе теоретико-методологических основ формирования финансовой стратегии предприятий важную роль играет детализация её функций. Наиболее точно они описаны в исследованиях И.А. Бланка:

Обеспечение условий реализации долгосрочных общих и финансовых целей планируемого экономического и социального развития предприятия в целом и различных ее подразделений.

Реальная оценка финансовых перспектив развития предприятия, обеспечение максимального применения его внутреннего финансового потенциала и возможность быстрого маневрирования финансовыми средствами.

Рис. 1.3. Компоненты финансовой стратегии предприятия

1.Планирование работы по быстрой реализации новых долгосрочных инвестиционных возможностей, возникших в процессе изменяющихся факторов внешней среды.          2.Прогнозирование стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной управленческой культуры компании.

3.Реализация соответствующего менталитета финансового поведения  в существенных для отрасли стратегических финансовых решениях организации.

4.Рассмотрение  вариантов развития внешних факторов и сведение к минимуму их негативные последствия для деятельности компании.

5. Выделение сравнительных преимуществ компании в финансово-экономической деятельности в сопоставлении с ее главными конкурентами.

6. Формирование значений основных критериальных оценок выбора основополагающих финансовых управленческих решений.

Данные функции отражают общий подход к финансовой стратегии предприятия. Автор считает необходимым дополнить этот перечень применительно к финансовой стратегии предприятий оборонно-промышленного комплекса следующими функциями:

Обеспечение источниками финансирования механизма выполнения государственного оборонного заказа.

Обеспечение возможности роста рыночной стоимости предприятия ОПК.

Первое обстоятельство обусловлено тем, что при выполнении государственного оборонного заказа предприятия ОПК используют, наряду с бюджетным финансированием, собственные средства (особенно на этапе НИОКР), привлекают внешние инвестиции. Все это требует разнообразных стратегических решений.