Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) их связь и динамизм, страница 6

Большинство современных экспертов в области управления полагают, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Они называются первичными общими функциями управления.

Соответственно принято следующее, наиболее часто используемое научное  определение менеджмента, используемое в частности, и в государственных образовательных стандартах по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»:

УПРАВЛЕНИЕ (МЕНЕДЖМЕНТ) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

В дополнение к первичным общим функциям управления используются так называемые вторичные функции: коммуникации и принятия решений (см. разделы 4 и 5).


ПЕРВИЧНЫЕ ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

I СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По своей сути эта функция отвечает на три основных вопроса:

1) Где мы находимся в настоящее время?

2) Куда мы хотим двигаться?

3) Как мы собираемся это делать?

Планирование представляет собой многократно повторяющийся процесс: в силу изменений в окружающей среде или ошибок в  решениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке целей и планов их реализации. Поэтому цели и планы необходимо постоянно пересматривать, чтобы они согласовались с реальностью.

IIОРГАНИЗАЦИЯ

Организовывать - значит создавать некую структуру. Это включает в себя:

1) организационную работу (деление по горизонтали и вертикали);

2) делегирование отдельным людям задания и полномочия (или права использовать ресурсы организации). Это делегирование полномочий определяет ответственность за выполнение своих обязанностей.

Делегирование - средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

IIIМОТИВАЦИЯ

Функция мотивации заключается в создании у членов организации внутреннего побуждения к выполнению работы в соответствии с делегированными им обязанностями и намеченными планами. Мотивация сложный вопрос, выходящий за рамки просто денежного вознаграждения.

IV КОНТРОЛЬ

Под контролем понимается отслеживание достижения запланированных целей путем постоянного наблюдения и анализа возможных отклонений мгновенного состояния от заранее запланированных расчетных значений.

Знание отклонений позволяет руководству предприятия принимать решения, которые направлены на своевременную и целенаправленную компенсацию мешающих влияний, и обеспечить их реализацию в рамках функции управления в форме принятия решений и инициирования корректирующих действий через выдачу соответствующих указаний.

ВТОРИЧНЫЕ ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

(СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ)

- ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Руководителю приходится перебирать различные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное. То есть он должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того “КАК” и “ЧТО” планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

- КОММУНИКАЦИЯ

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или понимания истинных масштабов проблемы является наличие точной информации. Единственным источником получения такой информации является коммуникация.

КОММУНИКАЦИЯ - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Информация в процессе коммуникации передается, чтобы:

1) могли приниматься решения;