Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) их связь и динамизм, страница 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Основу мира менеджеров составляет ОРГАНИЗАЦИЯ, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Признаки организации:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью определенного коллектива;

2. Наличие, по крайней мере, одной цели, которая принимается всеми членами данного коллектива;

3. Намерение работать вместе, чтобы достичь поставленной цели.

Поэтому ОРГАНИЗАЦИЯ – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Используя слово организация, мы всегда будем иметь в виду формальные организации. Неформальные организации (группы людей) возникают спонтанно, но люди в них вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации являют практически неотъемлемым атрибутом любой формальной организации и их значение очень важно. Особенно это касается формирования, сбора и распространения информации.

Формальное управление также редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Мы, в основном, будем далее рассматривать организации имеющие набор взаимоувязанных целей. Такие организации называются сложными.

ПРЕДПРИЯТИЕ

В области производства продукции или услуг мы обычно используем термин – предприятие (компания, фирма).

Предприятие представляет собой целостную организационную систему, то есть взаимосвязи людей, предметов, орудий труда, капитала и природных факторов в процессе разработки, выбора производственной стратегии, производства и реализации продукции или услуг.

В рыночной экономике предприятие выступает как экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью. При этом главной задачей предприятия является объединение ресурсов и других факторов производства для выпуска определенных видов продукции и максимизации прибыли на базе минимизации затрат.


ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

При горизонтальном разделении труда происходит разделение общего объема работ на составляющие компоненты, обычно по видам деятельности, при этом обычно выделяются следующие системы (или деловые функции): маркетинг, производство, финансы. Можно добавить к ним также НИР, кадры и ряд других.

В соответствии с такой классификацией менеджмент разделяют на производственный, маркетинговый, финансовый, кадровый и социальный, управление НИР и др.

Другим принципом горизонтального разделения труда является использование так называемых частных функций управления.

Состав частных (специфических) функций управления тесно связан с целями, задачами и особенностями производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая из специфических функций управления, в свою очередь, подразделяется на функциональные задачи управления:

1.  Организация процессов управления: организация процессов управления и администрирования, внедрение автоматизированных систем управления производством, планирование социального развития коллектива. Организация труда служащих, информационного обслуживания и делопроизводства, организация работы с общественностью.

2.  Стратегическое планирование: прогнозирование, разработка рыночной и конкурентной стратегии и внедрения инновационных проектов, оперативное планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности, составление статистической отчетности.

3.   Управление маркетингом: исследование факторов внешней и внутренней среды предприятия, организация коммерческой деятельности, осуществление товарной политики и ценовой стратегии предприятия, организация рекламной деятельности.

4.  Управление инновациями, конструкторская и технологическая подготовка производства: организация патентно-лицензионной деятельности, анализ и подбор научно-технической информации, организация работ по стандартизации и сертификации продукции, контроль над реализацией инновационной стратегии, разработка технического задания и конструкторской документации на вновь создаваемое изделие, проектирование технологической документации, организация технологической подготовки производства.