Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) их связь и динамизм, страница 9


В совокупности эти две цепи управления образуют концептуальную модель, изображающую полный цикл управления предприятием. Функция «принятие решений» входит в оба аспекта управления, в зависимости от того, какие решения имеются в виду: стратегические или оперативные.

Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции административного (стратегического) управления, выполняемого руководителями предприятия, как бы настраивает производственный процесс на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается за счет оперативного управления. Для образного сравнения можно привести аналогию с автомобилем «босса», когда указания куда ехать, обеспечение бензином и приказ начать движение задает «босс», а шофер в дальнейшем контролирует дорожную ситуацию и управляет автомобилем так, чтобы безопасно и в заданное время достичь запланированного пункта.

АВТОМОБИЛЬ «БОССА»

Менеджер (босс)

- приобретение автомобиля (ресурсы)

- наем шофера (мотивация)

- деньги на бензин (ресурсы)

- ремонт и обслуживание

- гараж

- куда ехать (цель, маршрут)

- контрольный параметр (время, безопасность и т.п.)

Управленец (шофер)

- контроль дороги

- контроль показаний приборов

- выполнение необходимых корректирующих и предупреждающих действий (управление рычагами и рулем)

При рассмотрении двухконтурной модели менеджмента следует иметь в виду, что вертикальная цепь не изолирована от горизонтальной. Они взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют.

При оперативном управлении по горизонтальной цепи функция контроля отслеживает выполнение планов, заданных вертикальной цепью. И если не удается добиться реализации заданных планов, могут разрабатываться не только меры воздействия на производство, но и меры по корректировке ранее принятых планов и других функций вертикальной цепи. Может также корректироваться организация работ, обучение и мотивация персонала.


 


Модель процесса менеджмента предприятия


Непрерывность процесса выполнения перечисленных выше функций наглядно  иллюстрируется  так   называемым циклом известного американского специалиста, автора «японского чуда» в экономике, на основании работ которого создант стандарт ISO 9000 Э. Деминга - PDCA (P – plan, D – do, C – check, A - act):

                           Эффективность

       Управление

                                                             Результативность

Процесс менеджмента, как было описано выше в рамках процессного подхода, представляет собой бесконечное повторение описанных выше циклов PDCA, что можно проиллюстрировать следующим образом (переход циклов в спираль улучшений):

P – Планировать; D – выполнять запланированное; C – контролировать результаты; A – корректировать и постоянно улучшать запланированную деятельность.


МОДЕЛЬ «МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Теперь рассмотрим описанный выше процесс с точки зрения теории автоматического управления: