Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) их связь и динамизм, страница 2

СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

В упрощенной трактовке, менеджмент – это умение добиваться поставленных (кем-то или самим собой) целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент (управление) – функция, вид деятельности по руководству людьми в организациях, а также область знаний, помогающая осуществить эту функцию. И, наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

В пору административной экономики задача управления производством состояла в обеспечении выпуска продукции в заданном количестве в заданные сроки (и не всегда на заданном уровне качества, хотя это теоретически и подразумевалось).

Конкуренция заменялась государственным планированием производства и распределения. Инженерно-технологические задачи отделялись от финансовых показателей деятельности предприятия. В частности, это приводило к выпуску изделий на склад, с которого они часто никогда не шли к потребителю, что в свою очередь никак не отражалось на конечных результатах деятельности предприятия.

Суть новой задачи управления производством – произвести изделия в количестве, соответствующем запросам рынка, в заданные сроки и обеспечить при этом минимально возможный уровень всех видов затрат на изготовление.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Руководители организаций, действующих в условиях неустойчивой среды должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет новые возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. «Предприимчивость», означает такого рода отношение к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимательской.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном в начале 18 века. И с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой цели, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно трудиться не считаясь с отдыхом, то есть все, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере ее роста. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться.

Пример

Каждый год 10 декабря (в годовщину смерти выдающегося ученого и филантропа Альфреда Нобеля) в Швеции происходит торжественное награждение известных ученых планеты за наиболее яркие достижения. В 1997-м ее получили американцы Р. Мертон и М. Скоулз за разработку «Теории оценки и минимизации риска инвестиций на фондовом рынке». На основании этой теории энергичные лауреаты организовали огромный многомиллиардный международный хедж-фонд с гордым названием «Long Term Capital Management». Этот финансовый «Титаник» с двумя нобелевскими лауреатами в качестве капитанов позорно «затонул» почти сразу. Он разорился менее чем за год, и Федеральная резервная система США (аналог нашего Центробанка) спасла фонд от гибели за счет 4-миллиардной помощи от других банков и организаций.