Теория принятия и реализация управленческих решений: Методические указания к выполнению практических работ, страница 24

Система управления должна обладать универсальностью, то есть быть пригодной для любой начальной скорости в заданных пределах.

Остановка в 3 метрах перед перекрестком вызовет у водителей стремление "вклиниться" спереди, что вызовет аварийноопасную ситуацию. Остановка далее 2 метров после линии СТОП приведет к аварии.

Задача состоит в подборе таких параметров нечеткой системы управления, которые обеспечивали бы «высокую» точность остановки (для безопасности) с минимальными отрицательными ускорениями (для комфорта). Дополнительным критерий – движение с исходной скоростью как можно дольше: не очень приятно притормаживать слишком рано и потом долго двигаться с малой скоростью.

Окно, которое открывается при запуске программы, содержит поля для задания параметров нечеткой системы управления. Окно оформлено так, чтобы наглядно показать процесс построения нечеткой системы, описанный в предыдущем разделе.

Расстояние измеряется в метрах, время – в секундах, сила – в килограммах.

·  Можно задавать нечеткие границы между малым и средним, средним и большим расстояниями, а также между низкой и средней, средней и высокой скоростями.

·  Можно задавать численные значения силы торможения для точных значений малого, среднего и большого расстояния при точных значениях медленной, средней и высокой скорости (всего 9 значений). При нулевой силе торможения скорость автомобиля не изменяется.

·  Можно задавать чувствительность системы торможения. 1 означает, что нажатие на педаль с силой 1 кг вызывает торможение в 1 м/с2.

Движение показывается во втором окне на графике Расстояние = Расстояние(время). Время в секундах откладывается по оси Х, расстояние до перекрестка в метрах – по оси Y. Желаемая точка остановки соответствует расстоянию, равному 0.

Цвет графика движения – от темно-зеленого (малая скорость) до черного (большая скорость).

6.3. Порядок выполнения работы

1.  Проанализируйте и объясните работу нечеткой системы управления. Для этого полезно ввести единственное ненулевое значение управления в одну ячейку таблицы и изменять его, каждый раз проводя моделирование и объясняя результаты. Затем можно попробовать ввести еще одно-два ненулевых значения в таблицу и также попробовать объяснить результат.

2.  Постройте нечеткую систему торможения по описанной выше методике на основании собственного опыта. Введите полученные значения в качестве параметров системы и запустите программу моделирования.

3.  Если результат окажется неудовлетворительным, исправьте параметры системы. Добейтесь снижения максимальных величин ускорений при сохранении точности остановки.

Рекомендации по разработке нечеткой системы торможения.

·  Одним из эффективных способов обеспечения высокой точности остановки является предварительное снижение скорости и достаточно резкое торможение на последнем, коротком участке пути. Поэтому целесообразно задать узкий диапазон для малого расстояния (в пределах одного метра).

·  Минимальное ускорение, возможное в данной системе при сохранении ее работоспособности – равномерное торможение от самой высокой скорости 20 м/с начиная с расстояния 100 м. Его можно определить, задавая равные значения силы торможения во всех ячейках таблицы и добиваясь того, чтобы черная траектория (самого быстрого автомобиля) завершалась с нулевым расстоянием от перекрестка или немного не доезжая до него.

·  Для более медленных скоростей можно начинать торможение так же, как и для высокой скорости, и, чтобы автомобиль не остановился раньше, прекращать торможение, если скорость уже снизилась, а расстояние еще остается значительным.

·  Такой способ приведет к достаточно медленному движению (время, необходимое для остановки можно увидеть на графике). Попробуйте модифицировать систему так, чтобы медленно движущиеся автомобили начинали торможение позже.