Теория принятия и реализация управленческих решений: Методические указания к выполнению практических работ, страница 13

Математическое описание этой системы и ей подобных крайне сложно, особенно если надо учитывать такие особенности, как наличие «нетерпеливых» клиентов, покидающих очередь, не дождавшись обслуживания, или очереди с приоритетами. Имитационная программа позволяет довольно просто реализовать эти особенности, так как алгоритм поведения покупателей в сущности несложен.

Для проведения имитационных экспериментов требуется оценить такие статистические параметры, как интенсивность прихода покупателей в магазин (количество входящих покупателей в минуту), среднее время обслуживания в кассе и в отделе. Это достаточно просто сделать путем наблюдений.

4.2. Описание имитационной программы

Имитационная программа имеет имя Shop98.exe.

В работе имитируется работа магазина с одной кассой и одним отделом. Время работы магазина от открытия до закрытия ограничено, но оставшиеся после окончания рабочего времени в магазине покупатели обслуживаются. Помещение может вместить ограниченное число покупателей. Покупатели организуют «живые» очереди в кассу и в отдел и ожидают обслуживания неограниченное время.

Левая часть экрана предназначена для ввода исходных параметров, смысл которых ясен из пояснительных надписей.

Для исходных данных существуют допустимые диапазоны. При задании параметров вне этих диапазонов выводится предупреждение и работа программы прекращается.

Дробные числа должны вводиться через десятичную ТОЧКУ.

Средняя часть окна отражает ход имитации, то есть показывает ход обслуживания покупателей. В ней показываются находящиеся в магазине покупатели, фазы их обслуживания, ожидаемое время окончания фазы, положение в очереди.

Фазы обслуживания: 0 – вне магазина; 1 – выбор товара; 2 – очередь в кассу; 3 – обслуживание в кассе; 4 – очередь в отдел; 5 – обслуживание в отделе.

В правой части окна программы находятся поля результатов моделирования. В них отображаются вычисляемые в ходе имитации параметры, например, количество обслуженных покупателей. Кроме того, показываются значения некоторых наиболее важных системных переменных, например, системного времени.

Имитация возможна в следующих режимах:

·  пошаговом (кнопка Шаг), что позволяет понять алгоритм работы программы. При нажатии кнопки обрабатывается одно очередное событие: приход нового покупателя, завершение его обслуживания в кассе и т.д. Все события отражаются в окне программы. Значение системного времени можно увидеть в правой части окна. Для пришедшего в магазин покупателя сразу же генерируется время, когда он закончит выбор товара и подойдет к кассе. Показывается также время окончания обслуживания очередного покупателя в кассе и в отделе. Если покупатель находится в очереди, то показывается его место в ней. Время начала обслуживания в последнем случае не показывается, так как оно зависит от времени обслуживания других покупателей.

·  с отображением хода обслуживания и задержкой на каждом шаге (кнопка Расчет и детальный показ). В этом режиме можно следить за изменениями состояния модели: приходом новых покупателей, изменениями длины очередей.

·  быстрого получения результатов (кнопка Расчет быстрый). Этот режим позволяет сразу сымитировать работу магазина в течение одного рабочего дня и получить результаты этого моделирования.

Кнопка Стоп служит для завершения модельного эксперимента. После ее нажатия возможно повторение моделирования с другими значениями параметров.

Для завершения программы служит кнопка Выход.

4.3. Задание и порядок его выполнения

Главная особенность метода имитационного моделирования состоит в том, что результаты моделирования представляют собой случайные величины. Поэтому данная работа потребует использования не только всех освоенных навыков экспериментирования, но и методов статистики.

При выполнении работы требуется выполнить следующее.

1.  Ознакомьтесь с программой и ее работой. Цель этого этапа – разобраться в диалоге программы и понять, как производится моделирование. Начинать лучше всего с заданных по умолчанию значений исходных параметров, используя пошаговый режим. В средней части Вы увидите процесс обслуживания покупателей: их приход в магазин, фазу обслуживания каждого покупателя, его место в очереди.