Достоинства прямой передачи мощности к движителю судовой дизельной установки с МОД, страница 9

Индукционные датчики показаны на рис.10.1. На валу 1, ча­стота вращения которого измеряется, закреплен штифт 2 из маг­нитного материала (рис. 10.1, а). Зазор между штифтом и магни­том 3 катушки 4 должен быть возможно малым (обычно 0,5— 1,5 мм). При вращении вала в катушке индуцируются импульсы э.д.с., фиксируемые электронным счетчиком 5. На измеряемый вал может закрепляться зубчатый венец (рис.10.1, б). В этом случае число вырабатываемых импульсов за один оборот вала равно числу зубьев на венце. Электронные счетчики оборотов гребных валов наряду с цифровой индикацией имеют в своем составе механический счетный механизм, который регистрирует число оборотов независимо от направления вращения вала. Если электронный счетчик снабжен устройством, с помощью ко­торого счет оборотов ведется за строго определенный промежу­ток времени, то его цифровая индикация выражает частоту вра­щения. В этом случае счетчик преобразован в электронный та­хометр.

10.3 ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ТАХОМЕТРЫ

Центробежные тахометры основаны на измерении центро­бежной силы, возникающей при вращении массы. Центробежная сила

 ,                         (10.3)

где г — расстояние от центра тяжести массы т до оси ее вра­щения.

Из (8.3) видно, что центробежная сила находится в квадра­тичной зависимости от угловой скорости. При линейной характеристике

Рис. 10.2. Центробежный тахометр с грузовым кольцом.

измерителя силы шкала прибора получается нерав­номерной.

На рис. 10.2 приведена схема центробежного тахометра с гру­зовым кольцом. Это кольцо 1 своей осью 2 шарнирно закреп­лено на валу 7; тягой 3 оно соединено с муфтой 6, которая мо­жет перемещаться по валу. Спиральная измерительная пружина 4 одним концом прикреплена к оси, другим — к грузовому кольцу. При вращении грузового кольца возникает крутящий момент, который стремится установить его в горизонтальное по­ложение. Этому препятствует измерительная пружина. Ее закру­чивание приводит к перемещению муфты, и через нее приходит в движение передаточный механизм 5 с указательной стрелкой.

Погрешности центробежных тахометров составляют 1—8%. Источниками погрешности служат: нестабильность свойств из­мерительных пружин; влияние температуры, проявляющееся в изменении вязкости смазки, модуля упругости пружины, раз­меров элементов передаточного механизма и др.

10.4 МАГНИТНЫЕ ТАХОМЕТРЫ

Магнитные тахометры основаны на использовании индук­ционного преобразователя. При вращении вала в материале стакана наводится элек­тродвижущая сила, и возникают вихревые токи, протекающие по замкнутым контурам, которые проходят над полюсами маг­нита. В результате взаимодействия магнитных полей стакан увлекается во вращение в одном направлении с постоянным маг­нитом. Ось, на которой закреплен стакан и стрелка, удержи­вается спиральной пружиной. При повороте оси пружина за­кручивается и создает противодействующий момент, пропорцио­нальный углу закручивания.

Стакан повернется в направлении вращения постоянного магнита на такой угол, при котором противодействующий мо­мент будет уравновешивать вращающий момент, возникающий при взаимодействии магнитных полей. Вращающий момент пропорционален частоте вращения вала ; его значения зависят также от параметров магнита и его размеров, свойств мате­риала стакана.

Таким образом, угол поворота стрелки пропорционален ча­стоте вращения вала, поэтому шкала магнитного тахометра рав­номерная.

Магнитному тахометру свойственна температурная погреш­ность, возникающая вследствие изменения удельного электриче­ского сопротивления мате­риала стакана, модуля упру­гости измерительной пружины и магнитной индукции.

Магнитные тахометры от­носятся к местным приборам. Для того, чтобы сделать их дистанционными, используются передачи типа «электрический вал». На рис. 10.3 показана принципиальная схема маг­нитного тахометра 3 с «элект­рическим валом». Трехфаз­ный синхронный генератор 1 с ротором 2 присоединяется к валу, частота вращения которого измеряется. В его статорной обмотке 11 возникает э.д.с., ее частота пропорциональна частоте вращения вала. Обмотки 11 генератора и обмотки 13 синхронного электродвигателя соединены проводами 12. На