Достоинства прямой передачи мощности к движителю судовой дизельной установки с МОД, страница 4

Учет специфических особенностей каждого проектируемого типа судна не исключает необходимости унификации техниче­ских решений для однотипных СЭУ. Единообразие компоновочных схем, единый принцип комплектования и размещения основного механического оборудования обеспечивает преемст­венность технических решений и позволяет наилучшим образом отрабатывать их на основе использования предыдущего опыта. Значение типизации особенно проявляется в сфере эксплуата­ции, так как при этом создаются наиболее благоприятные условия для быстрого освоения энергетических установок новых судов обслуживающим составом.

Блочный принцип компоновки является новым прогрессив­ным направлением в проектировании расположений СЭУ. Це­лесообразность разделения СЭУ на отдельные сборочно-монтажные единицы, в частности, обусловлена следующим:

—  создается возможность более детальной отработки тех­нических решений по расположению и существенного повыше­ния качества монтажных работ;

—  обеспечивается возможность проведения  более широкой межпроектной унификации за счет создания унифицированных функциональных и зональных блоков   (агрегатов и модулей);

— расширяется  фронт проектных  работ по расположению и фронт монтажных работ, что позволяет сократить сроки их исполнения.

Проработка блочной компоновки СЭУ должна проводиться уже на начальных стадиях проектирования, что обеспечит фор­мирование оптимальных решений на завершающих стадиях.

Количество отсеков для размещения СЭУ в общем случае должно быть по возможности минимальным при наименьшей общей протяженности их по длине. Этим обеспечивается ми­нимальный объем занимаемых СЭУ помещений, сокращение массы установок (в основном за счет сокращения и упрощения коммуникаций), повышение ее надежности и существенное упрощение обслуживания.

Минимально необходимые размеры отсеков СЭУ по длине в основном определяются необходимостью размещения главных агрегатов пропульсивной установки и оборудования судовой электростанции. Наибольшая длина каждого отсека на морских судах обычно ограничена условием обеспечения аварийной не­потопляемости.

На транспортных судах СЭУ занимает относительно неболь­шую часть объема корпуса, и ее обычно располагают в одном отсеке. Размещение в нескольких отсеках применяют, если

По условиям удифферентовки при различных случаях за­грузки судна может оказаться целесообразным среднее распо­ложение отсеков СЭУ в районе миделя. При этом обеспечиваются благоприятные условия расположения средней надстройки (хороший обзор из ходовой рубки, отсутствие зна­чительных ускорений при килевой качке, удаленность от кор­мовой оконечности, подверженной вибрации при работе греб­ного винта), удобное размещение СЭУ и минимальная длина занимаемых ею отсеков. Недостатком такого расположения яв­ляется большая протяженность валопровода, для размещения которого необходимо предусматривать водонепроницаемую выгородку (коридор) в районе кормовых грузовых трюмов, и неудобная форма трюмов, значительно усложняющая их загрузку. В настоящее время среднее расположение СЭУ находит ограниченное применение.

При кормовом расположении СЭУ валопровод имеет минимальную протяженность и одновременно обеспечивает наиболее благоприятное размещение грузовых трюмов.

При промежуточном расположении СЭУ ис­ключаются многие недостатки, присущие среднему и кормовому расположению, поэтому его сравнительно часто применяют на судах различного назначения, особенно на скоростных судах с заостренными образованиями кормовой оконечности.

Взаимное расположение отсеков многовальной СЭУ может быть выполнено по линейной или по эшелонной схеме. Линей­ная, схема обеспечивает удобное обслуживание энергетического оборудования и его компактное расположение, однако при этом в отдельных случаях не достигается необхо­димая повышенная живучесть СЭУ. Эшелонное расположение позволяет разделить оборудование пропульсивной установки на автономные группы (эшелоны), размещаемые в различных отсеках.