Достоинства прямой передачи мощности к движителю судовой дизельной установки с МОД, страница 6

Тепловыделения в водную и воздушную среду зависят от типа СЭУ, ее мощности и тепловой экономичности. Для ГТУ и установок с ДВС характерны значительные теплопотери с отработавшими газами, составляющие основную долю потерь энергии для этих установок. Наоборот, для ПТУ основные теп­лопотери имеют место с охлаждающей водой конденсационных установок. Потери энергии при работе движителей и механиче­ские потери при работе механизмов также отражаются на соот­ветствующих тепловыделениях в водяную среду.

Отвод отработавших газов в атмосферу приводит к выбросу в воздушную среду продуктов сгорания углеводородного топ­лива, главным образом углекислого газа, окиси углерода и сер­нистого ангидрида. Количество отработавших газов возрастает с увеличением мощностей установок. Если в настоящее время СЭУ еще не создают непосредственной опасности общего за­грязнения воздушной среды, то локальное загрязнение, воздуха продуктами сгорания топлива в результате задымляемости па­луб и надстроек судна в отдельных случаях может иметь серь­езные вредные последствия. Поэтому вопросы предотвращения задымляемости судна являются предметом специальных прора­боток при проектировании СЭУ.

Загрязнение моря нефтью приняло за последние 20 лет угрожающие размеры, что связано с сильно возросшим масшта­бом морских нефтеперевозок, значительным ростом мирового флота и увеличением потребления нефтяного топлива энергети­ческими установками морских судов.

Мероприятия по предотвращению загрязнения моря нефтью периодически становятся предметом специального рассмотрения межправительственной морской консультативной организации при ООН (ИМКО). Принятая этой организацией в 1973 г. конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью преду­сматривает осуществление соответствующих технических меро­приятий на судах и устанавливает предельно допустимые нормы содержания нефти в откачиваемой с судна воде. Требования конвенции должны учитываться при проектировании судов и СЭУ. В частности, для очистки от нефтепродуктов сточных вод из трюмов (льял) машинных отделений морских судов не­обходимо предусматривать специальные сепараторы трюм­ных вод.

Повышенная пожарная опасность в помещениях СЭУ свя­зана с наличием топливных и масляных цистерн и трубопрово­дов, устройств для топливоподготовки и сжигания топлива, раз­витых поверхностей и трубопроводов, подверженных действию рабочей среды при высоких температурах и давлениях, электри­ческих распределительных устройств и кабелей, а также с не­обходимостью систематического проведения на судне сравни­тельно большого объема ремонтных работ.

 Предотвращение загрязнения моря нефтью.

Основными источниками загрязнения моря нефтью являются:

— откачка  за  борт  нефтесодержащих вод из трюмов  ма­шинно-котельных    отделений,  нефтесодержащей    балластной воды из цистерн запаса топлива и грузовых отсеков нефтена­ливных судов, а также откачка отстойной воды и отходов сепа­рации (преднамеренное загрязнение);

— перелив нефтепродуктов в процессе их приема в судовые емкости (случайное загрязнение);

— разлив   нефтепродуктов   при  разрыве   шлангов  и  труб систем погрузки, а также при разрушении наружной обшивки корпуса судна (аварийное загрязнение).

Предотвращение преднамеренного загрязнения обеспечи­вается при строгом соблюдении ограничительных инструкций, а также при оборудовании судна специальными емкостями для сбора отстоев, отходов сепарации и отработавшего масла, кото­рые затем могут сдаваться на базы, и специальными устрой­ствами для очистки (сепарации) откачиваемых за борт трюм­ных и загрязненных балластных вод.

В целях предотвращения случайного перелива топлива при переполнении емкостей применяют систему переливных труб, исключающую возможность непосредственного перелива топ­лива за борт. Кроме того, предусматривают специальные поме­щения для хранения топливных шлангов и поддоны в местах расположения наливных втулок и приемно-перекачивающих патрубков.