Достоинства прямой передачи мощности к движителю судовой дизельной установки с МОД, страница 11

коллектора со щетками. Это облегчает поддержание стабильных свойств тахометра в процессе длительной работы.

В последнее время на судах для измерения частоты враще­ния гребных валов применяют электрические тахометры пере­менного тока с тахогенераторами, которые имеют дуговые ста­торы. Принципиальная схема такого тахометра показана на рис. 10.5.

Непосредственно на вал 1, частота вращения которого изме­ряется, жестко закрепляется разъемный обод 3 с четным числом постоянных магнитов 2. Статор 4 имеет форму дуги с трехфаз­ной симметричной обмоткой и закрепляется неподвижно, коаксиально с ротором. Число полюсов обмотки дугового статора не зависит от числа полюсов

Рис.10.5. Электрический тахометр с дуговым статором.

ротора; оно выбирается минимальным при оптимальных размерах статора, определяемых центральным углом в пределах 70—90°. Статор соединительными проводами 5 связан с синхронными электродвигателями магнитных тахо­метров 6.

При реверсировании гребного вала изменяется порядок чере­дования фаз в тахогенераторе, что вызывает вращение синхрон­ных электродвигателей в обратную сторону.

В настоящее время выпускаются тахометры с генераторами, которые имеют дуговые статоры для гребных валов диаметром 50—510 мм. Основная погрешность тахометров в рабочей части шкалы не превышает ± 1 % от суммы конечных значений шкалы. Рабочая часть шкалы лежит в интервале 10—100%. Датчики допускают одновременное включение до шести указателей. При большем числе указателей устанавливают дополнительные ста­торы. Тахометры являются вибро- и ударостойкими и рассчи­таны на работу в диапазоне температур от —40°С до -1-60°С при относительной влажности 98%.

10.6 НЕКОНТАКТНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

В практике бывают случаи, когда необходимо измерять ча­стоту вращения валов неконтактными методами. Для этой цели разработаны суммирующие счетчики оборотов с фотоэлементом и стробоскопические тахометры. Суммирующий счетчик оборотов с фотоэлементом показан на рис. 10.6. На валу 1, частота вращения которого измеряется, устанавливается диск 3 с одной или несколькими радиальными прорезями. Впереди диска размещается источник света 2, за ним — фотоэлемент 4; они находятся на одной оси. При враще­нии вала диск прерывает луч света, падающий от источника на фотоэлемент. В связи с этим в цепи фотоэлемента возникают импульсы, частота следования которых определяется часто­той вращения вала. Число им­пульсов фиксируется электрон­ным счетчиком 5.

Электронные счетчики обо­ротов и электронные тахомет­ры обеспечивают дистанцион­ное измерение; их погрешность не превышает ±0,1%.

Стробоскопические тахометры основаны на стробоско­пическом эффекте, который выражается в сохранении в сознании человека зрительного образа в течение 1/15—1/20 с после его исчезновения. Если время периодически появляюще­гося образа меньше времени «гашения», то они субъективно воспринимаются как непрерывные. Использование такого тахо­метра связано с участием наблюдателя.

Неподвижное стробоскопическое изображение (риски)  на вращающемся валу достигается подбором частоты импульсов лампы,   равной  частоте  вращения  вала.   Эта  частота  опреде­ляется по шкале задающего устройства. При частоте импуль­сов  в два-три раза большей частоты вращения вала  наблю­дается стробоскопическое изображение двух, трех и большего количества рисок, равно отстоящих одна от другой по окруж­ности. Во избежание грубых погрешностей при отсчете необходимо путем

Рис. 10.6 Электронный счетчик оборо­тов с

фотоэлементным датчиком.

плавного изменения частоты импульсов множествен­ность изображения свести к одному.

К их недостаткам следует отнести невозможность дистанцион­ной автоматической передачи результатов измерений.

Строботахометр СТ-МЭИ позволяет измерять частоты вра­щения до 500 с-1. Строботахометр СТ-МЭИ имеет погрешность ± 1 %.