Основные узлы и механизмы станков. Кинематическая структура станков, страница 10

При Z5-Z3<5 применяют механизмы других конструктивных оформлений (см. рис. 2.2,д,е). В случае разделённого блока длина механизма меньше, но необходимо предусматривать блокировочное устройство для невозможности одновременного включения передачи 3-4 с передачей 1-2 либо 5-6. При широком блоке этого не требуется, но длина механизма больше;

- группа передач на 4 скорости обычно выполняется из двух параллельных групп на две скорости (см. рис. 2.2,ж). В этом случае также необходима блокировка от одновременного включения двух передач.

2.2.2.2 В группах передач с муфтами используются сцепные муфты фрикционные, кулачковые, зубчатые.  На рис. 2.3 показаны некоторые варианты механизмов:

- группы передач на 2 скорости с двухсторонними муфтами (см. рис. 2.3,а,б);

- группа на 2 скорости с односторонней муфтой и передвижным колесом (см. рис. 2.3,в);

- перебор – трёхваловая группа передач на 2 скорости (см. рис. 2.3,г), обеспечивающая значительную редукцию. передаточные отношения механизма:

.

Первое передаточное отношение обеспечивается при передаче движения с вала I на III через вал II при выключенной муфте М и сцепленных последовательных зубчатых парах. При включении муфты и расцеплении зубчатых пар валы I и III соединяются, что равносильно передаточному отношению, равному 1;

- группа передач на 3 скорости (см. рис. 2.3,д);

- группа передач на 4 скорости оригинальной конструкции (см. рис. 2.3,е); в ней число пар передач меньше числа обеспечиваемых скоростей, обычно же эти числа равны (см. рис. 2.3,а,б,в,д). Группа является четырёхваловой и имеет четыре односторонних муфты. Передаточные отношения механизма в зависимости от включения муфт приведены в таблице под рисунком.

2.2.4 Сменные  зубчатые  колёса

Сменные колёса обеспечивают максимальную простоту привода, но требуют значительного времени на их смену. Консольное расположение колёс и скользящая посадка их на валах не обеспечивают высокой жёсткости и точности центрирования. Сменные колёса применяют при окружных скоростях не более 8 м/с.

Используются механизмы с одной парой колёс (т.н. парносменные колёса или однопарные гитары), с двумя парами (т.н. двухпарные гитары или, чаще, гитары сменных шестерён) и более (многопарные гитары).

Со станками, имеющими гитары, поставляются наборы (комплекты) сменных шестерён.

Сменные колёса принято обозначать прописными или строчными буквами латинского или русского алфавитов.

Рис. 2.3. Варианты групп передач со сцепными муфтами: а, б – группы на 2 скорости с двухсторонними муфтами;  в – группа на 2 скорости с односторонней муфтой и передвижным  колесом; г – перебор на 2 скорости; д, е – группы на  3 и 4  скорости

2.2.4.1 Парносменные колёса (рис. У.5) применяются в приводах главного движения, деления и других ряда автоматов, специальных и специализированных станков. Количество вариантов скоростей, обеспечиваемых механизмом, равно количеству колёс в комплекте, если все колёса разные, или на единицу меньше при наличии в комплекте двух одинаковых колёс.

Если обозначить сменные колёса (т.е. их числа зубьев) механизма через  а (на I валу)  и б (на II валу), а колёса в прилагаемом к станку комплекте имеют числа зубьев Z1–Zn, то передаточное отношение механизма будет равно:

,

где

а:

Z1,

Z2,

… ,

Zn-1,

Zn

б:

Zn,

Zn-1,

… ,

Z2,

Z1

Очевидно:  ,   откуда  a + б = 2 A / m = сonst, т.е. должно всегда выдерживаться условие   Z1+Zn=Z2+Zn-1= ... = a+б = сonst.

Доска гитары (приклон)

Рис. У.5. Парносменные колёса                Рис. У.6. Гитара сменных шестерен

2.2.4.2 Гитары сменных шестерен (двухпарные гитары – рис. У.6) применяются обычно в приводах подач при необходимости обеспечения регулирования в широком диапазоне, с большим количеством вариантов и для обеспечения точного передаточного отношения. В гитарах имеется две пары шестерён и при этом первая шестерня (а) и последняя (г) располагаются на ведущем и ведомом валах, а две промежуточных (б, в) – на оси, закрепляемой в нужном положении на приклоне (или доске гитары), который тоже закрепляется в требуем (угловом относительно оси ведомого вала) положении для обеспечения зацепления колёс.