Характеристика Харьковского агрегатного конструкторского бюро. Анализ внутренней и внешней среды предприятия, страница 6

 Основными поставщиками для ХАКБ являются такие предприятия: ОАО “Саратовский подшипниковый завод”, ОАО “Харьковский автогений”, ВАТ “Харків метал”, ЗАО “Поліграфсервіс”, ОАО “Свема”, ГП ХМЗ “ФЭД” и др.

Динамика поставок троваров предпставлена в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Динамика поступлений товаров на ХАКБ

Год

Сумма, тыс. грн.

Изменения

в абсолютных величинах

Темп роста, %

2002

6259,063

2003

5767,895

-491,168

92,15

2004

10181,328

4413,433

176,52

Таким образом в 2003 году поступления от поставщиков на данное предприятие снизились на 7,85%, то есть на 491,168 тыс. грн. А к 2004 году увеличились на 76,52% (4413,433 тыс. грн).

Из данной таблицы можно сдлать вывод, что зависимость предприятия от поставщиков снизалась, а объемы выпуска увеличились. То есть предприятие функционирует более эффективно.

Основным и ближайшим конкурентом ХАКБ является завод «Рубин» Российской Федерации. Но продукция ХАКБ отличается увеличенным ресурсом, повышенной надежностью и лучшими весовыми качествами.  В странах СНГ существует несколько конструкторских бюро подобного профиля по изделиям авиационной и ракетно-космической технике: ХАКБ, АО «Рубин» в г.Балашиха Московской обл.., АО МКБ «Родина» г.Москва, завод «Восход» г.Павлово на Оке. Так как на Украине только два разработчика авиационной техники АНТК им. Антонова и Запорожское моторостроительное КБ. В общепромышленной гидравлике, где ХАКБ сможет обеспечить разработку и поставку изделий, только на Украине существует более 10 подобных предприятий, включая институт «ВНИИГидропривод».

Анализ внутренней среды предприятия (микросреды) направлен на оценку стратегического потенциала предприятия и отдельных его функциональных подсистем. Потенциал предприятия представляет собой систему взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в процессе обеспечения производства продукции и достижения других целей предприятия. Для оценки имеющегося потенциала предприятия используются три основные подхода.

1.  Ресурсный подход направлен на изучение и выявление потенциальных возможностей предприятия с позиций имеющихся ресурсов.

2.  Структурный (функциональный) подход направлен на определение рациональной структуры производственного потенциала предприятия и оценивает его уровень исходя из прогрессивных нормативных соотношений, заданных наиболее совершенными технологиями организации отдельных подсистем предприятия и производства в целом.

3.  Проблемно-ориентированный (целевой) подход к оценке возможностей предприятия на оценку имеющегося потенциала с позиции обеспечения достижения поставленных целей и определяет его величину как уровень соответствия отдельных его составляющих необходимым параметрам.

Анализируя внешнюю среду предприятия можно отметить, что производство налажено и функционирует эффективно, при этом наблюдается постоянный рост выпускаемой. Данный анализ приведен в табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Анализ выпускаемой продукции

Год

Выпуска продукции, тыс. грн

Отклонения, тыс. грн.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2002

5151

2003

5252

101

5252/5151*100=101,96

+1,96

2004

8895

3643

8895/5252*100=169,36

+69,36

Таким образом, объем выпуска и реализации продукции в 2003 году по сравнению с 2002 увеличился на 101 тыс. грн., то есть 1,96%, а в 2004 году по сравнению с 2003 – на 3643 тыс. грн., то есть 69,36%.