Характеристика Харьковского агрегатного конструкторского бюро. Анализ внутренней и внешней среды предприятия, страница 4

Создание новых видов продукции предусматривает разработку и проектирование новых видов продукции, что позволит расширить номенклатуру и ассортимент. Этим занимаются отдел НИОКР, технологический и финансовый отделы.

Улучшение качества достигается за счет нахождения высококачественного сырья и материалов. Для того определяются зоны стратегических ресурсов, формы и метод поставок, создаются страховых запасов. Ответственность возлагается на  производственный отдел, отдел МТО, планово-экономический отдел.

Направлением по снижению себестоимости является модернизация, предусматривающая приобретение новой технологии, совершенствование имеющейся.   Это приведет к  увеличению производительности труда, увеличению объемов производства. Этим занимаются производственный, планово-экономический, технологический отделы.

Подбор квалифицированных специалистов включает пересмотр имеющегося персонала, определение необходимых рабочих. Мероприятия – переквалификация и повышение квалификации рабочих. Занимается этим отдел кадров, отдел труда и заработной платы.

Расширение рынков сбыта достигается путем производства продукции широкого применения, повышения престижа предприятия. Это предусматривает анализ потенциальных и имеющихся конкурентов, нахождение новых рынков сбыта, определение потребности и спроса. Решением поставленной задачи занимается маркетинговый, производственный, финансовый отделы.

Пример «дерева целей» предприятия приведен в приложении А.

Раздел 2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия

2.1. Основные факторы влияния на предприятие

Анализ внешней среды предприятия служит инструментом, с помощью которого разработчики стратегии контролируют внешние факторы с тем, чтобы предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности. Анализ факторов косвенного влияния осуществляется по различным  показателям, характеризующим их динамику и тенденции изменения. К основным факторам среды косвенного влияния относятся:

экономические (темпы инфляции, налоговая политика, ставки банковских процентов, международный платежный баланс, уровень занятости населения, платежеспособность предприятия и т.д.);

политические (стабильность власти, государственная политика приватизации, национализации, государственный контроль и регулирование деятельности предприятий, уровень протекционизма, приоритеты государственной поддержки, уровень коррупции и др.);

технологические – факторы, связанные с развитием техники и технологии («технологические прорывы», удельный вес наукоемких производств и продукции, изменение жизненного цикла технологий, требования к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции);

демографические (количество потенциальных потребителей, структура населения, качество рабочей силы);

 географические – факторы, связанные с размещением местности, климатом, размещением полезных ископаемых и природных ресурсов, экологией;

социальные (отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение общественных ценностей и др.).

При изучении среды прямого влияния используются различные подходы. Более содержательными исследованиями характеристик основных элементов среды прямого влияния целесообразным считается отождествление внешней среды предприятия с отраслью или отраслями, в которых оно функционирует.

Основой анализа ситуации в отрасли и конкуренции в ней является тщательное изучение конкурентной борьбы, идущей в отрасли, определение ее источников и оценка степени воздействия конкурентных сил.