Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 6


соотношения чувственного и рационального в познании, эм­пирического и логического, проблема духовного производства и воспроизводства, проблемы истины и т. д. и т. п.).

Очередная и заключительная в рамках нашего исследова­ния функция философии в обществе - аксиологическая.

Акцент на том, что данная функция философии должна рассматриваться в качестве определяющей, характерен для XX века, особенно его второй половины. Более того, многие исследователи считают, что ближайшее и отдаленное будущее со все нарастающей силой востребует разрабатываемое фи­лософией аксиологическое знание, не только в качестве разъ­ясняющего подлинные смыслы практических действий от­дельного субъекта (человека, социальной группы, общества в целом), но и как спасительный общечеловеческий ориентир перед нависшими реальными угрозами террацида (убийства Земли).

Почему так ставится вопрос? Очевидно, потому, что акси-ология как философское знание о духовных ценностях позво­ляет четко и определенно заявить любому субъекту: «Какие у тебя духовные ориентиры - (ценности), такой и ты в дей­ствительности».

Духовные ценности, как уже отмечалось, ценности в строгом смысле слова это основные идеалы, цели, нормы и принципы жизнедеятельности людей, обусловливающие их практические действия.

В истории человеческой культуры постоянно ставится за­дача выработки и овладения личностью целостной системой духовных ценностей, которые бы способствовали раскрытию ее творческих, созидательных сил, ее самоопределению и са­мовыражению.

В любом случае - если спуститься с теоретических высот обсуждения этой функции философии на грешную землю, к каждодневной жизни, то несомненной становится практичес­кая полезность аксиологического знания. Оно и в этом случае нацеливает на то, чтобы изо всех взглядов, идей, привычек, общения конкретного человека выделить его главные цели, принципы, нормы, идеалы, т. е. ценности как самое суще­ственное в нем. Это справедливо в равной степени как в отно-

152


шении обычного, рядового, «маленького» человека, так и в отношении лидера, действующего в любой среде и сфере де­ятельности.

Что касается людей-лидеров, аудитории которых адресо­вана эта книга, то философия через аксиологическое знание позволяет им не только выработать умение выделять главную составляющую в деятельности любого субъекта, с которым контактируют лидеры (отдельный человек, политическая пар­тия, научное, профессиональное, возрастное или религиозное, какое-либо другое сообщество), но и способность выявлять различия и конфликты представленных систем ценностей, просчитывать возможные столкновения, подмену, девальва­цию или, наоборот, утверждение или возрождение именно той, а не другой системы ценностей.

Иметь отчетливое представление о содержании, внут­ренней структуре, динамике системы, совокупности духов­ных ценностей любого субъекта - это, если не ключ ко всем тайнам его поведения в ближайшей и отдаленной перспективе, то, во всяком случае, знание, позволяющее принимать безошибочные стратегические решения. Оче­видно, это очень немало в ситуации, когда реальная жизнь нередко ставит ошарашенного лидера лицом к лицу с неожи­данными на его взгляд, совершенно не предполагавшимися последствиями собственных и чужих решений и действий.

Грамотное, скрупулезное осмысление всех элементов сис­темы (или совокупности) духовных ценностей есть по сути своей бесценное умение. Возможно, наибольшую значимость оно имеет для лидеров государств, наций, научных, полити­ческих, религиозных сообществ. Однако, и в межличностном общении и взаимодействии его роль огромна, хотя «добывать» такое знание человеку приходится индивидуально.

Что же касается аксиологического знания на уровне об­щества, то следует отметить, что такие исследования все-таки в настоящее время редкость, в силу исторической молодости самой аксиологии как специальной области философии и многих других причин. Тем не менее, в последние десятиле­тия положение дел меняется в лучшую сторону. Многие вос­питательные программы в ряде стран уже очень серьезно

153