Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 21


воли, восприятия. При рассмотрении общества идеализм исхо­дит из признания первичности общественного сознания по отно­шению к общественному бытию, абсолютизирует субъективные факторы в истории.

Иерархия (греч. Ыегоз - священный, агсЬе - власть) - мно­гоуровневый тип структурных отношений в сложных системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаи­модействий между отдельньми уровнями. Иерархия - структур­ная и функциональная дифференциация, существующая одно­временно со взаимодействием.

Имманентное (лат. тотапепз - пребывающий в чем-либо, присущий, свойственный чему-либо) - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

Интерпретация, лат. т1егрге(а1ю - истолкование, разъясне­ние.

Иррационализм (лат. ита1юпаИ5 - неразумный) - философ­ская позиция, учение, настаивающее на ограниченности познава­тельных возможностей разума, мышления и признающее основ­ным родом познания интуицию, веру, чувство, инстинкт и т. п.

Когнитивный (лат. со§пйоп - знание, познание) - познава­емый; здесь: внутренне присущий точному, логически выдер­жанному познанию, гносеологии.

Материализм (лат. та1епаИ5 - вещественный) - наряду с идеализмом одно из главных философских направлений; призна­ет первичность, объективность, несотворимость и неуничтожи-мость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные формы, одна­ко оставалась неизменной его противоположность идеализму.

Меритократия (лат. тепШз - достойный, лучший, греч. кгаю5 - власть) - понятие западной политологии, которым обо­значается общество, управляемое правительством, состоящим из лиц, избранных на основании их личных заслуг и способностей. Позже понятием «меритократия» начал обозначаться новый принцип управления обществом, якобы позволяющий устранить бюрократию и технократию, а также изменить классовую струк­туру общества в целом.

Метафизика (греч. те1а (а рЫзйса- после физики) - термин,

182


постоянно присутствующий в философии и зачастую наполняе­мый различным содержанием в различные исторические эпохи. Основных смысловых значения - два. Первое: под метафизикой в соответствии с античной традицией понимается собственно философское знание о первоосновах, первоначалах, первоприн-ципах бытия. В этом своем значении термин метафизика упот­ребляется как синоним философии. Второе: метафизика, мета­физический обозначает противоположный диалектическому философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. В этом, втором смысле, метафизика обычно описывается как спекулятивное оторванное от жизни рассмотрение объектов без учета их глубинных связей, отношений, противоречий, изменений.

Опредмечивание - процесс материализации в человечес­кой деятельности каких-либо мыслительных структур, схем, про­ектов, идей.

Отчуждение - объективный социальный процесс, характе­ризующийся превращением как деятельности человека, так и ее результатов в самостоятельную довлеющую над ним, враждеб­ную ему силу.

Парадигма (греч. рагаае1§та - пример, образец). Этот тер­мин применяется для обозначения совокупности представлений, теоретических и методологических предпосылок, характерных для данной области знания или исследования, а также модели, образца для решения исследовательских задач.

Пропедевтика (греч. ргораМеио - предварительно обучаю, готовлю) - подготовительный вводный курс в какую-либо науку, изложенный в систематической и сжатой форме. Предшествует более обстоятельному изучению соответствующей отрасли зна­ния.

Рефлексия (лат. геЯехю - обращение назад) - для многих философов это осмысление того, что происходит в нашем внут­реннем духовном мире, свет разума направленный внутрь души, сознания, на внутренние действия сознания. В данном тексте термин «рефлексия» употребляется часто в более широком смыс­ле как синоним любого углубленного осмысления, исследования.

Синергетика (греч. 5упег§05 - совместно действующий) -область научного знания, в которой посредством междисципли-

183