Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 3


Следовательно, философия, описывая смысл как одну из многих универсальных характеристик человеческого бытия, вправе напоминать науке о ее предназначении, о смысле соб­ственно научных исследований.

Необходимо специально подчеркнуть, что для людей все­гда остается очень важной гармоничная и глубокая взаимо­связь научной и философской картины мира, их органич­ное соединение. Именно они только и могут обеспечить проч­ную фактологическую базу для философских выводов с одной стороны и подлинно нравственные, гуманистические ориенти­ры для научного поиска - с другой.

Обнаруживающийся время от времени разрыв - неволь­ный или специально инициированный всегда ведет к разруши­тельным последствиям для обеих сторон. Как раз таким раз­рывом объясняются попытки урезать, как-то ущемить филосо­фию или периодически раздающиеся истеричные крики и про­клятия в адрес науки.

Весьма существенным при этом является относительно большая по историческому времени подвижность, динамич­ность, изменчивость научной картины мира. Хотя моменты ее решительных, даже резких изменений не так часты, все же за­висимость между уровнем развития науки, объемом и каче­ством научных открытий и формируемой на этой основе есте­ственнонаучной картины мира является абсолютной. И глав­ным при этом остается объективность познания, предельно возможная беспристрастность в поиске истины. Научная кар­тина мира, вырабатываемая прежде всего естествознанием, руководствуется критериями строгой рациональности, логи­ческой последовательности, объективности и доказательности знания и всегда служит эффективным средством и стимулом развития материальной сферы жизнедеятельности общества.

Другое дело - философская картина мира. Ее главная характеристика ~ принципиальная стабильность. Однако, это стабильность особого рода, стабильность пристальной за­интересованности и неиссякаемой потребности в знании об основополагающих свойствах, связях и смыслах бытия. В ее основе лежат глубинные архетипичные способы, формы от­ветных реакций человека при контакте с миром. Сколько бы

146


поколений людей не прошло по Земле, каждое поколение и каждый человек контактирует с миром через такие архетипич­ные формы. Нельзя не спрашивать, не пытаться разграничить и понять, что такое материальное - духовное, часть - целое, жизнь - смерть, изменение - стабильность, знание - невеже­ство, прекрасное - безобразное и т. д., и т. п.

Философское знание объясняет основные «несущие кон­струкции» как внешнего для субъекта сложного мира, так и его собственного очень непростого внутреннего мира, показы­вая возможные типичные формы взаимосвязи этих миров. Вза­имосвязи, как свидетельствует практический опыт, тоже могут быть и бывают очень различными от слабых до оптимальных, от конфликтных до гармоничных, от одномерных до полифо-ничных. Перед каждым человеком всегда стоит неотложная задача ориентации в лабиринте этих сложнейших связей и фи­лософское знание как раз и выступает основным ориентиром, не заменяя ни конкретно-научных или любых других видов знания, ни собственно личностного выбора и собственных действий. Философское знание очерчивает для любого субъек­та главные контуры мира, в который он попал, чтобы действо­вать ограниченный отрезок времени, каким бы долгим он ни казался.

Осуществляя скрупулезный, перманентный критический анализ всего массива знаний, имеющегося в распоряжении людей, его сущности, критериев формирования и различия по типам рациональности, философия наиболее органично связа­на с научным знанием. Оно является наиболее надежной и продуктивной опорой, основой для адекватной изменяющим­ся условиям интерпретации философских проблем и плодо­творно влияет на совершенствование методологических прин­ципов и подходов философии. Это проявляется в истории практически постоянно, но особенно яркое выражение нашло в последние десятилетия XX века и в настоящее время в свя­зи с кардинальным изменением общей научной картины мира, основанном на синергетическом подходе.

Синергетика (греч. зупег^оз - совместно действующий) как новая, междисциплинарная область исследования очень серьезно влияет сегодня и на науку в целом, и на философию,

147