Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 13


питания в общеобразовательной школе, колледже, универси­тете. Своей работой в этой области философы вносят весомый вклад в преодоление кризиса образования, имеющего общие черты для большинства стран мира. Еще в 70-80-х годах ими было инициировано широкое движение «За критическое мыш­ление», выступившее против сложившегося на Западе «массо­вого» общества («человека-массы» - Ортега-и-Гассет), про­тив социального типа усредненного индивида, не способного к самостоятельному мышлению, а потому неизбежно становя­щегося объектом разнообразного манипулирования.

Глубокой содержательностью и основательной разрабо­танностью отличается созданная практически одновременно программа «Философия для детей»86. Она рассчитана на весь период обучения с детского сада до окончания школы. Факти­чески программа предлагает революцию в воспитании и обра­зовании с опорой на новую генерацию педагогов. Ее первый этап состоит в том, чтобы с помощью философии с самого малого возраста (4-8 лет) обучить детей устойчивым навыкам разумного самостоятельного критического мышления. Второй - привить на этой уже приобретенной основе навыки ответ­ственного морального и социального поведения.

Эта программа основана на глубоком понимании и иссле­довании так называемых цивилизационных разрывов (А. Тоф-флер), имеющих глобальный характер и лежащих в основе кризиса образования. Она уже «обросла» специально разра­ботанными конкретными проектами, учебными курсами, ме­тодическими пособиями, разнообразной дополнительной литературой как для школьников, так и для студентов и пре­подавателей. Регулярно проводятся самые разнообразные об­суждения накапливающегося опыта, симпозиумы и междуна­родные конференции. Функционирует «Институт по развитию

См. об этом; Ра1ое1а. ТууегШеЛ ^ог1с1 Соп^гезз оГ РЬПозорЬу. АЬай-асй о Г 1гт1е<1 апс! СопШЬи1е<1 Рарегз. Ргер. Ву 51. Оа\у§оп е.а. ВозСоп, МаззасЬизеПз, и5А, 10-16 Аи§и511998. А также: Юдина Н. С. Философия для детей. М., 1986; Постметодика: Фшософщ у школ;, 1996, №3 (13); Клепко С- Ф. 1нтег-ративна осв1та 1 пол1морф1зм знания. Юпв-Полтава-Харюв, 1998.

См. Юдина II. С. Программа «Философия для детей» и профилактика де­структивного поведения молодежи. «Вопросы философии», 1999, №3, с.36-42.

166


философии для детей» (Монтклер, США), а также «Междуна­родный совет по преподаванию философии детям»87.

Следует заметить, что уже имеющийся опыт вхождения философского знания в самые изначальные формы социально­го воспитания и образования человека, опыт его активного присутствия на протяжении всего процесса формирования личности, получает в настоящее время все большее признание и распространение. Как раз здесь идет напряженный и настой­чивый поиск стратегии «образования будущего». Несомненно, грядущие преобразования всей системы воспитания и образо­вания новых подрастающих поколений будут совершаться через обретение этой системой полноценного философского основания, способного пронизывать ее сверху донизу и прида­вать ей так необходимую целостность.

Вывод из всего этого более чем очевиден: будущее за теми людьми и за теми лидерами, которые смогут мыслить и дейст­вовать, самым основательным образом опираясь не только на конкретно-научное, но и на современное философское знание.

Каждому, кто вступил на нелегкую стезю лидера стоит помнить слова, произнесенные еще в античную эпоху, но сохраняющие и сегодня всю свою жизненную силу.

Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не у стает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. Эпикур (341 -270 до н.э.)

167


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные этапы истории развития философской мысли в ев­ропейской культуре. Некоторые наиболее известные филосо­фы, идеи которых особенно активно влияют на современное интеллектуальное пространство