Роль общественного идеала в функционировании мировоззрения, страница 16

Наиболее известные имена этой эпохи: Августин Блаженный Аврелий (354-430), Пьер Абеляр (1079-1142), Альберт Великий (1207-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Николай Кузанский (1401-1464).

Фома Аквинский

Средневековый католический теолог, отказавшийся от прямолинейного и огульного отрицания древнегреческого фи­лософского наследия. Путем специальной трактовки аристоте­левской философии через выхолащивание ее материалисти­ческих идей, способствовал значительному усилению като­лической теологии, ее реформированию и приспособлению к изменяющимся условиям жизни. Основатель томизма - веду­щего направления в католической философии. Основные сочи­нения: «Сумма против язычников» (1261-1264), «Сумма тео­логии» (1265-1273).

В 1879 году схоластическая система Фомы Аквинского эн­цикликой папы Льва XIII признана «единственно истинной философией католицизма», единственно истинной философи­ей, соответствующей христианским догматам. Позже эта фи­лософия приобретает название «неотомизм». В 1889 году был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия), кото­рый и ныне является международным центром неотомизма, сохраняющего свое влияние в странах католического вероис­поведания.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) - яркая, экспрессив­ная, относительно короткая по времени эпоха в развитии куль­туры Западной и Центральной Европы, охватывающая в ос­новном ХГУ-ХУ вв. Обычно она ассоциируется прежде всего с духовным прогрессом в Италии и Германии. Это время опи­сывается как переходный период от средневековья к Новому времени.

Его главной чертой был всеобщий порыв к освобождению от многовекового безграничного господства церкви и теологии (секуляризация). По сути своей «Это был величайший про­грессивный переворот из всех пережитых до того времени че­ловечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая по­родила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по много­сторонности и учености» (Ф. Энгельс. Диалектика природы).

Выразителями этого нового духа эпохи стали выдающие­ся ученые, живописцы, скульпторы, поэты, политики, обще­ственные деятели - Н. Коперник, Пико делла Мирандола,

172


Леонардо да Винчи, Н. Макиавелли, А. Дюрер, М. Лютер, Т. Мор...

Наиболее ярко новые тенденции проявились в позиции гуманизма, а также естественного, основанного на науке и разуме, а не на религии и теологии, восприятии мира.

Было бы неправильно и наивно считать, что в ту далекую эпоху сразу же после более чем тысячелетнего господства сред­невековья великие представители Возрождения, а тем более, ши­рокие массы могли отказаться от религии. Своеобразие этой куль­турной эпохи состояло в том, что титанами Возрождения впер­вые были выдвинуты новые, гуманистические идеалы. Очень тонко и, в то же время, решительно они утверждали новое пони­мание христианства, содержащее в сердцевине своей свободную полную достоинства и творчески деятельную личность Человека. Прежнее однозначное, навязываемое принуждением и репресси­ями, физическими и моральными расправами с инакомыслящи­ми (инквизиция) понимание, признающее лишь ничтожность и греховность человека, было ими отброшено. Силу и энергию для такого утверждения творцы Возрождения черпали в неиссякае­мой мощи возрожденной их усилиями античной философии. Некоторые из них решительно отвергали и церковь, и теологию, однако и они и те, кто оставался в рамках христианства, придали принципиально новый статус и новое содержание современной им культуре. Хотя они и не создали специальных философских концепций, но всей своей жизнью, напряженными поисками, исследованиями в науке, живописи, скульптуре, поэзии и других областях, всем своим творчеством они создавали и страстно от­стаивали новую философию жизни. В ее центре - мощь и сила человеческого разума, несокрушимость духа человека, красота его тела, высокие помыслы и творческие дерзания.

Наиболее выдающиеся представители эпохи Возрождения поражают своей неистовой страстью к знаниям, к неустанному творческому труду в самых разнообразных областях, своим стремлением к идеалу «Ьото ипг/егхаЦз», т. е., человека универ­сального, максимально образованного и развитого. Все они го­рячо и искренне желали быть равноправными членами «Рес­публики Разума». Они смогли вырвать человека из состояния приниженности, в котором его удерживало средневековье, смог-

173