Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова, страница 6

Социальная психология Обломова – это психология барина – помещика, сознающего свое право ничего не делать и принимающего труд на себя других как должное.

При всем том, что в судьбе Обломова его сословное наследие сыграло печальную, роковую роль, герой Гончарова частью осознает, частью бессознательно ощущает, что есть в этом наследии нечто, не подлежащее отрицанию, есть некое внутреннее достояние в человеке, более ценное, чем житейский успех и штольцевский прогресс.

Обломовское нежелание и неспособность подчиниться господствующему направлению эпохи, его приверженность своим представлениям о «норме» жизни, как бы нелепо и смешно они ни выглядели, но изначально все-таки прекрасное стремление личности оставаться собой в себе, сохранять независимость в серьезных сферах мысли и чувства.

Сложность в том, что Гончаров взял необыкновенно сложный тип. Это не нагромождение психологических черт, это неуловимость перехода от доброго к дурному.

Обломов – любимый герой Гончарова, доброе в характере Обломова трудно определимо, ему трудно найти название, это: просто доброта, чистота, это та подлинная мягкость, которая делает Обломова человеком не от мира сего; неподкупный, не помнящий зла, по-детски наивный. Эти добрые начала в душе Обломова заставляют всех хороших людей в романе его любить, и это оправдывает обширный роман. Обломова есть за что любить, поэтому хочется горевать.

Эти добрые начала автором явно связаны с русской патриархальностью. В этом смысле колыбель Обломова – Обломовка – не только смешна, но и по-своему поэтична, идиллии, согретая теплом взаимной любви, душевной близости. Образец покоя, самодостаточности природной жизни. Но Обломовка для Гончарова – это выражение бездеятельности как принципа жизни. Бездеятельность во всем, большом и малом. Этот идеал требует абсолютный покой.

А как же планы? Обломов планирует, а не живет. И планирует патриархальную идиллию, где будет все, кроме обязательного труда. Гончаров объясняет, где основании для такой бездеятельности:

-  крепостное право,

-  патриархальность,

-  барство.

Именно потому, что Обломов бездеятельный, ему противопоставлен Штольц. Полярные противоположности ведут к Адуевым.

Гончаров считает, что начало деятельности – это вообще европейское начало, Штольц  - наполовину немец. Обломов – известный тип, который складывался веками, Штольц  - неизвестный, это прогноз, творится по схеме:

-  тонкость,

-  образованность,

-  заданное благородство,

-  какая-то добрая цель,

-  немецкая деятельность.

Хотя деятельность нужна была ради самой деятельности, а не цели.

Со второй части романа повествование теряет статичность. По замыслу Гончарова, только со 2-ой части начинается собственно роман (1-ая – экспозиция). Появляется героиня, намечается любовная драма.

В романе Ольга – единственный персонаж, столь же самостоятельный, как и главный герой. Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Принадлежащая к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.

Штольц безусловно пробудил в Ольге интерес к своему незадачливому другу. Но настоящая причина сближения героев  заключается в них самих, их  многое роднит друг с другом: непосредственность, наивность, подлинность. Штольц проигрывает рядом с Ольгой.

Развертывается роман бурный и предельно духовный, неслучайно его постоянно сопровождает пение Ольги. Обломова не покидает восхищение ее красотой, природа в своей летней прелести. Вместо «обытовления» человека в 1-ой части, совершается «одухотворение» быта; в своих привычных приметах быт исчезает на время любви.

Увлечение, охватившее Ольгу и Илью Ильича, обнажило лучшее, что было в натуре каждого. Ольга начинает сознавать редкость достоинств своего избранника и готова защищать его от него самого. Она посчитала назначением свыше – цель возродить Обломова. Самолюбие – один из двигателей героини.