Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова, страница 3

Но в эпилоге Гончаров рисует судьбу третьего героя, точнее героини, которая как будто теряется  между крупными, деятельными фигурами обоих Адуевых. Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, единственная, кто вносит живое тепло, сердечность, гармонию в отношения между племянником и дядей. Она единственная в романе, кто одарен полной, неущербной душой. Но она увядает и умирает среди адуевского комфорта. В царстве разума и порядка. Из нее вынута любовь, и душа угасает, угасает личность, угасает и жизнь.

«Обыкновенная история» отразила и гончаровскую манеру писать. Гончаров дает полнокровные, мастерские картины жизни. Роман с неспешным, свободным движением рассказа, с полнотой и законченностью характеров, с тщательной живописной отделкой всех деталей картины.

И за этими картинами было незаметно, что роман держится на рациональной, жесткой схеме, которая лежит в основании. Строится вещь четко, рационально. Эта рациональная четкость дает роману обманчивую легкость. Гончаров строит свою систему образов на противостоянии героев. Рисует любовные истории как цепь разочарования.

Обманчивую, потому что с середине романа заданная схема романа начинает меняться. Задача дает не то решение, которого мы ожидаем. Начинается переосмысление. В первой половине романа кажется, что автор согласен с Адуевым-старшим, а к концу кажется, что у автора есть другой идеал. Судьба Лизаветы Александровны показывает несостоятельность позиции Адуева-старшего.

Адуев-младший кажется нам должен измениться и что это должно дать положительный результат. В конце переделка произошла, но изменения не к лучшему. Он оказывается много хуже, чем дядя, и по-видимому, потерял то, что делало его смешным, но человеком, т.е. он потерял человечность.

Сложность Гончарова в том, что схема, принятая в начале не остается неизменной до конца. Результат оказывается идейно неожиданным и читатель понимает, что поставлен перед задачей, которая сложнее, чем в начале.

Роман Гончарова заканчивается закрытым эпилогом, но результат романа сложнее эпилога, и в результате романа задача не снята, а как бы заново поставлена,  только усложнено. «Обыкновенная история» - это не идеал, а грустная реальность, которую надо осмыслить. Есть видимость, что роман решает все вопросы, а на деле ставит.

Это возможно потому, что Гончаров – автор закрытой позиции. Это значит, что он прямо не выражает своего отношения к героям. Оценкой становится юмор (а не сатира). Юмор – удивительно гибкое средство выражения мысли. Юмор уклончив, подвижен, многосмысленен. Смеяться над героями можно по-разному: с любовью, с осуждением. В начале романа с юмором рисуется Адуев-младший, а в конце попадает и на Адуева-старшего.

Юмор позволяет Гончарову избегать прямых и прямолинейных ответов, но и затрудняет наше понимание идейного смысла. Что стало объектом осмеяния? Ап. Григорьев не принял, т.к. считал, что осмеянию подвергся романтизм, высокий романтизм. Гончаров сам не дает ответа, что он преследует:

-  преследует романтизм как течение мысли,

-  среднего человека, который вообразил себя великим,

-  вульгарный романтизм, мелочный, несвоевременный?

Возможны все 3 ответа, хотя Гончаров,  влюбленный в литературу, не мог посягать на романтизм. Но сила книги в ее своевременности. В 40-ые годы романтизм стал ощущаться как несвоевременный тип мысли, враждебный духу века. Против этого и выступил автор, но он нигде не отграничивает несвоевременно, вульгарного романтизма от подлинного. И под ударом романтизм в целом.

Белинский восторженно принял роман, который совпал с его войной против романтизма. Критическое направление  и в том, что романтизм идет в паре с патриархальностью.

Патриархальность, по Гончарову, это российское прошлое, старинный уклад жизни, который в 4-ые г. уходит в прошлое. Патриархальность и романтизм – вещи разные, но входят в пару по признаку отсталости, несвоевременности, несоответствия духу века. А новое в России – это меркантильность, буржуазность. Петербург в данном случае выступает как представитель Европы.