Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова, страница 4

Своеобразие таланта Гончарова:

-  полнота,

-  рационализм,

-  закрытая позиция,

-  юмор.

В 49г. напечатан «Сон Обломова», одновременно задуман роман «Художник», будущий «Обрыв». В 59 – выходит «Обломов», в 69 – «Обрыв».

Во время работы над «Обломовым» вторглось то, во что не поверили бы его друзья. Он отправился в кругосветное путешествие. Фрегат «Паллада», который должен был совершить кругосветное путешествие в научных целях. Нужен был литератор и Гончаров искал его, но не нашел. Он вспомнил своего моряка Трегуба и решился. Судьба милостива: у него не было морской болезни, обратно – сухопутным путем. Вышли 2 тома очерков, интонация та же: мягкая, спокойная.

56 г. предложили служить цензором. Он беден, необеспечен и принимает должность. Это очень осложнило отношения с русскими писателями. Гончаров умен, осторожен, обмануть его труднее, отношения усложняются. Характер становится более мнительным,  замкнутым. Развернется скандал. Гончаров внимательно следил за манерой Тургенева. Он считал совершенной форму «Записок охотника», а манеру романов не считал тургеневской.

Гончаров и Тургенев были друзья. Тургенев не рассказывал о своих замыслах, после написания – читал в близком кругу. 58г. читает «Дворянское гнездо». Гончаров видит в нем замысел своего третьего романа. Утверждает, что Тургенев украл у него этот замысел. Тургенев тоже в ужасе. Он признает, что, может быть, что-то несознательно и отразил, он согласен снять некоторые сцены.

«Накануне» - та же история. И Гончаров требует суда, суд оправдывает Тургенева, объясняя тем, что речь идет о сходных явлениях русской жизни. Разрыв между друзьями. Это откладывает на всю жизнь Гончарова отпечаток (даже мания преследования). До конца жизни уверен, что ему мешают, чтобы он не писал.

«Вестник Европы»: Тургенев публикует очерк Флобера, как тот работает. Гончаров был убежден, что кто-то рассказал Флоберу о том, как работает Гончаров – это уже акт безумия.

Мучительный процесс творчества состоял в том, что Гончарову нужен был тип широчайшего значения, не герой времени, а нечто укорененное в жизни, и такой тип должен быть поставлен в целую систему отношений. Будущее произведение видится ему как гора, толпа, где он постепенно уясняет отдельные лица. Главная его способность – передавать жизнь во всей ее полноте. Его творчество спокойно, трезво и беспристрастно. Может охватить полный образ предмета.

«Обломов» писался со многими перерывами. В 58 г. отправился на Мариенбаденский курорт. Там он почувствовал себя свободным, пережил редкостный прилив вдохновения. 1-ая част еще в 50 г. Сам он любил в своем романе Ольгу Ильинскую, ветку сирени, поэзию. Свой главный роман Гончаров строил как медленно, обстоятельное развертывание обломовского характера.

Роман имел общий успех, сразу получил полярные трактовки: полемика Добролюбова с критиками «чистого искусства» Статья «Что такое обломовщина?». Выбирает один аспект – социальные корни обломовщины; Обломов как человек его не интересует. Добролюбов выставляет Обломова прежде всего как воплощение всех сословных пороков. И герой ему нужен без каких-либо осложняющих или смягчающих обстоятельств, нужен как завершенный социально-психологический и литературный тип. «Главное здесь не Обломов, а обломовщина». Обломовщина Обломова – это та часть образа, которая более всего выступает наружу, резче очерчена, она проста по составу, ясна по смыслу и потому легче всего поддается нравственной и общественной оценке. Этой частью образа и воспользовался Добролюбов, произнося свой суровый приговор. По вынесении же приговора критик исчерпывает задачу своей статьи, в которой он и не предполагал слишком вдаваться в иные стороны романа. Гончаров смотрит на личность совсем иначе.

Статья Дружинина «Обломов». Говорит о симпатичных сторонах характера Обломова, о душевной природе, национальном характере в позитивном значении; утверждает сильные стороны национального характера в положительном смысле. С тех пор идет спор об оценке главного героя.