Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова, страница 7

А Обломов? Он без всякого сопротивления, радостью подчиняется воле Ольги. Чтобы круто изменить свою жизнь, Обломову потребовалась собственная воля. И он на время обрел ее. Воля пришла к нему вместе с обретенной целью жизни.

Любовь Обломова с самого начала несла в себе 2 противоречия, предопределивших  и ее силу, и ее ущербность. Это любовь романтика – мечтателя, она возвышена, восторженна, идеальна. Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Само чувство заключает в себе и цель, и всю поэзию отношений для Обломлова. Ольга и любима им как мечта, он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять ее вообще: романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность. Ольга своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создавая неестественную для нее среду.

Другое противоречие связано с тем, что Обломова гнетет опыт жизни, сознание собственной ничтожности, он сомневается в своем праве любить.

Третья часть романа об испытаниях любви. Первым испытанием стал счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге, она приняла. Мечта романтика готова превратиться в реальность и сразу тускнеет. И тут обнаружилось, что Обломову мечта, подобие жизни, способны подменять самою жизнь. В характере И.И. достоинства и недостатки неразрывно связаны. «Задание» Ольги Обломов не выполнил: он не в состоянии стать деловым, гибким, так же, как не способен что-либо скрыть от Ольги, создать видимость деятельности. Но ведь во многом благодаря этим качествам и существует тот Обломов, которого полюбила Ольга.

В искреннем чувстве Ольги была большая доля самолюбования. Она была уязвлена своим «воспитательным экспериментом». И хотя она всерьез мучалась, ощущая безысходность их романа, больше всего страдало ее самолюбие. Эксперимент оказался сложнее, чем она думала, он требовал не дней, месяцев, а целой жизни, и Ольга отступила.

Прощальный разговор Обломова и Ольги демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини. Здравый смысл, инстинкт самосохранения открыли Ольге, что эта роль не для нее, ей нужен сильный человек. Того, что она ищет теперь в Обломове, он никогда не имел, а то, что он имеет, в глазах Ольги теперь совсем обесценилось. Многие упреки героини справедливы, сочувствие же вызывает обвиняемый.

Схема по ходу романа меняется:

1-ая часть: Обломов плох, Штольц хорош,

2-ая часть: Ольга прогрессивна,

3-ая часть: разрыв Ольги и Обломолва, смертельный приговор Обломову,

4-ая часть: неожиданная переакцентировка. Принцип полярности разворачивается и в женских характерах: Ольга – Пшеницына. Две женщины любят Обломова: Ольга и Пшеницына. Акценты умножаются.

Выясняется, что Агафья Матвеевна Пшеницына, человек самоотверженный, честный, добрый, она любит по-настоящему, всем жертвуя для любимого человека. Пшеницына впервые предстала перед героем как «хозяйка». Быт отступил, когда Ольг вошла в жизнь Обломова. Пшеницына вся в быте, при вещах, при хозяйстве. Обломов прежде всего и более всех любил свою мать. Он верен этой любви и доныне, и безотчетно искал мать в Ольге. Но найдет идеал женщины не в Ольге, а в Пшеницыной. Агафья Матвеевна от природы одарена способностью к матерински бескорыстной, всепоглощающей любви. Вокруг неее и воссоздает Обломов в воображении, в воспоминаниях, и реально всю обстановку родного гнезда, где некогда царила мать. Так возникает «выборгская  Обломовка».

В доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то стояние, в котором застал его читатель на Гороховой улице. Вся разница лишь в степени «обихоженности» Ильи Ильича. Теперь он «сияет, блещет» под неусыпными заботами хозяйки. Заботы об Обломове, добровольно взятые на себя Агафьей Матвеевной, - та же «жертва любви», на которую не решилась умная и гордая Ольга.