Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова, страница 5

Обломов значительней и шире обломовщины. От обломовщины необходимо избавляться, от Ильи Ильича избавляться нельзя. Избавившиеся от него Штольц и Ольга наказаны: они пришли к той же обломовщине, только с другой стороны.

Интересно сопоставлен у Котельникова халат Обломова с халатом у Вязнмского, «Сон» Пушкина. (с.114…).

Когда роман назван именем героя, то и весь роман строится вокруг героя. Гончаров, как продемонстрировала «Обыкновенная история», Гончаров любит противоположности, причем контрасты; любит детали. Но Гончаров особенно медлителен, обстоятелен. В романе длительная экспозиция: 1 часть и начало 2-ой. 2-ая часть – любовь, 3-я - разрыв, 4-ая – две разделенные сюжетные линии: Обломова и Ольги. Эпилог заканчивает все, говорит обо всех героях.

Первая часть, 1-4-ые глава знакомит с героем, она дает портрет, интерьер, быт,  представляет Захара. Захаром начат разговор об Обломове и других. 2-я часть – гости, только как представители других. 5-6 – биография Обломова, 7 – биография Захара. 8 завершает разговор о других. 9 – сон – первая глава, объясняющая. Почему он такой. 10 – развлечения Захара и 11- Штольц. И это еще экспозиция, мы должны увидеть предмет со всех сторон.

Ритм романа соответствует ритму героя, та же неторопливость. Мягкость перехода описания от одного к другому.

Портрет. У Тургенева – конкретные детали, он подчеркивает индивидуальность героя. Гончаров рисует те черты, которые отражают образ жизни, типическое. Обломовский ряд: халат, туфли, диван, квартира, доход от имения; противопоказано: тапки, койка.

Вина за состояние дома лежит и на Обломове, и на Захаре. Параллелизм героев:

-  и Захар, и Обломов любят полежать;

-  у каждого свои дела, которые никто не делает;

-  каждый очерчивает себе жизненный круг, и никто не выходит за него;

-  каждый из них создает вид деятельности.

Захар больше обломов, чем сам Обломов. Т.е. общая нежизнеспособность, неумелость. Две ветви от одного дерева. Эта психология, ничего не менять – духовный  консерватизм.

В романе, как всегда, присутствует юмор: то, что должно быть достоинством, переведено на недостатки, а недостатки возведены до достоинства. Главное достоинство с точки зрения Захара – барство. Гора корок – это хорошо, значит есть чему валяться, значит в доме всего много, есть чему валяться. Барство принимается как главное достоинство.

Гости: Волков – светский франт; Судьбинский – вся жизнь – карьера; Пенкин – обличительное направление, которое развернется после Крымской войны, которое было поверхностным. Разговор с Пенкиным сильно всколыхнул Обломова, но на одну минуту. Эти трое других составляют среду. Это цепь пустых людей. Обломов чувствует себя счастливее их, он лучше их и выше. Они представляют вид деятельных людей, и они дают Обломову самоуспокоение – он мог бы так же.

Выводы Обломова двухчастны: о госте и себе. Но о себе выводы неправильные и у гостей он берет только плохое.

Сон Обломова. Натуральное хозяйство, патриархальность, крепостное право как основа и застой. Это узкий круг, внешнего мира боятся, зато соблюдаются обычаи, жизнь по укладу, по привычкам, а не по собственным мыслям. Крестьяне и помещики живут одинаково, один тип жизни: добродушие, неподвижность, сон. Он вполне реален и историчен этот мир, затерявшийся в отдаленной российской губернии: в нем обитают реальные русские помещики, дворовые, крестьяне; реальны быт, понятия, верования этих людей, реальна природа, с которой почти нераздельно сливается их существование, связанное с календарем и повседневным распорядком жизни.

Но вместе с тем этот мир принадлежит как будто не только 19 век. Во всем здесь ощутимы не прервавшиеся еще связи с временами праисторическими. Поэтому воскрешаемые в рассказах няни сказочные мотивы – о добрых волшебницах, о реках молока и меду, о чудесах и подвигах – так легко смешиваются в сознании Илюши с впечатлениями окружающей его жизни и составляют ними одно целое. Здесь во всем обнаруживаются нетронутая древняя первооснова отношений человека и природы, человека с человеком. Здесь еще царит почти первобытная патриархальность, застывшая на пороге иной эпохи, хоть временами чуть колеблема отдаленными пока веяниями цивилизации.