Краткая биография и творчество Ивана Александровича Гончарова, страница 2

Александр находится под властью того миросозерцания, которое называется романтизмом. Александра Адуева Гончаров сводит в Петербурге с его дядей Петром Ивановичем Адуевым. Их встреча – встреча и спор двух миросозерцаний, двух эпох – уходящей и наступающей – в русской жизни.

Петр Иванович – лицо замечательное и типичнейшее. Он уже не только преуспевающий столичный чиновник, но еще и новейший делец, предприниматель, извлекающий немалый доход из своих трудов на пользу промышленности и прогрессу. Он сделал отличную карьеру, но только карьеристом его, конечно, не назовешь. Он разносторонен, развит, образован, он знает цену поэзии, искусству, много читает и сведущ во всем. Никогда Адуев-старший не пользуется для достижения целей низкими средствами, и чинов, богатства, положения в обществе он достиг своим умом, волей трудолюбием.

Гончаров не дает нам повода обвинить Петра Ивановича в явных грехах, в прямом бездушии, грубом корыстолюбии. Напротив, в нем есть и нормальные, человеческие качества, но только в таком размере и в таких пропорциях, как то требуется для пользы дела – не более того. Это практический, трезво-расчетливый мир крупных чиновников и деловых людей, в который безупречно вписался Петр Иванович. Он безжалостно и методично убивает в племяннике романтика, видя несомненную пользу и шаг к прогрессу в истреблении этого устаревшего провинциального взора.

Но главное разрушительное действие в душе Александра производит теперь сама жизнь, а дядя выступает скорее в роли толкователя, философа этой жизни, объясняя племяннику ее законы, обнажая его заблуждения и предсказывая его участь. Первое разочарование Александр испытывает на службе. Он мечтал явиться вершителем государственных дел, жаждал самоотверженно выступить на защиту закона и высоких гражданских идеалов. Начать же пришлось с переписывания скучных, непонятных бумаг. И он забросил это занятие. Он хотел общественного служения, а Петербург требовал канцелярской службы.

Александр мечтал о литературном успехе, уверенный в своем таланте, в достоинстве сочиненных им стихов, поэм, повестей, но петербургские журналы посмотрели на все это скептически. Знание языков оказалось более существенным, и ему предлагают перевести статью об удобрении.

В Александре есть душевный жар, жажда красоты, беспокойство ума, но все это не получило полного, правильно развития, не нашло законченного и деятельного выражения – и не только в его сочинениях, но и в его жизни. История любви Александра – это не только обыкновенная история разочарований мечтателя, это история охлаждения и опустошения души, упадка воли.

В его отношениях с Наденькой безмерная восторженность и ожидание неземного счастья при первой же неудаче сменяются мрачным отчаянием, проклятиями изменнице и всему роду человеческому. Вспыхнувшая потом страсть к Юлии проходит уже сама по себе как-то подозрительно быстро. А в последнем романе – с Лизой – Александр вполне пошлый ловелас, искатель удовольствий, и он сам с отвращением ловит себя на низких помыслах и желаниях и терпит в конце концом фиаско.

Вернувшись в имении, Александр ищет покоя и забвения в деревенском затишье, хочет исцелить свою измученную душу, но покой этот был недолог, мир с собой оказался непрочен. С удивлением ощущает вскоре острую тоску по Петербургу. Петербург давно и незаметно начал заполнять в Александру ту внутреннюю пустоту, которая возникла и разрасталась в нем по мере отречения его от былых верований и стремлений, по мере оскудения души. Александр повторяет карьеру Адуева-старшего, и даже с большим успехом. Прошла молодость, начинается зрелая, настоящая жизнь.

Петербург требует отказаться от бесполезных, обременительных в этой жизни «предрассудков» - и Адуевы отбрасывают  вместе с прочим «вздором» и любовь к ближнму, и любовь к женщине. Оставляют единственный вид любви – любовь к себе; в ней-то нечаянно и признается Петр Иванович, проповедующий, что любовь – глупость и человека привязывает к человеку если не практическая необходимость, то в лучшем случае – привычка, на которой он и основывает свои отношения с женой.