Исследование пивного рынка Украины и разработка нового товара, страница 6

Что касается факторов, которые формируют потребительские предпочтения к товару. Согласно данным, полученным в ходе исследования, был составлен рейтинг факторов выбора. По усредненным оценкам мест ключевых факторов выбора рейтинг критериев, влияющих на потребителя в момент совершения покупки ПИВА, выглядит следующим образом:

  На вопросы:

1. «По каким критериям Вы выбираете пиво?», 64% респондентов выбрали ценовой критерий; 0% - бренд; 36% - дизайн.

2. «Что в большей степени влияет на Ваш выбор?», 64% респондентов руководствовались ценой; 9% - изготовителем; 27% - рекламой.

3. «Какое пиво вы предпочитаете?», 27% респондентов предпочитают безалкогольное пиво, 1% светлое и 64% светлое пиво.

4. «Какой бренд Вы предпочитаете?», 91% предпочитает отечественного производителя и лишь 9% зарубежного.

5. «Чем Вы руководствуетесь при выборе бренда?», 27% респондентов руководствовались советом друзей; а 64% - жизненная практика и 9% доверяют СМИ.

6. «В какой упаковке вы предпочитаете пить пиво?», между алюминиевой упаковкой и ПЭТ-бутылками голоса распределились одинаково — по 18%; но 64% предпочитает стеклянные бутылки.

7. «Согласны ли Вы за лучшее качество платить больше?», 64% респондентов ответили да; 9% - нет, а 27% - затрудняюсь ответить.

8. «Доверяете ли Вы рекламе?», 64% респондентов ответили нет, а 36% - частично.

9. «Как часто Вы употребляете пиво?», 73% респондентов ответило «несколько раз в неделю», 27% — «несколько раз в месяц».

Исследования показали, что несмотря на насыщенность рынка зарубежными торговыми пивными марками 91% респондентов доверяют все же отечественному производителю. Из этой информации напрашивается вывод, что будущее украинских производителей пива довольно перспективное. Одним из факторов при выборе пива является цена и поэтому на рынке существует разный ценовой сегмент, т. е. низкий, средний, высокий.

Интересно отметить, что реклама, с точки зрения розничных покупателей, не является важным фактором. Однако, безусловно, это не совсем так: при всем потребительском пренебрежении рекламой, она повышает информированность о марке, производителе, обеспечивает их узнаваемость, а, следовательно, облегчает выбор потребителя.

1.4. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОВ

Толкотня идет между четырьмя основ­ными "бойцами", которые контролируют 93-95% пивных продаж в стране и рядом с которыми совершенно незаметны телодвижения еще полусотни предприятий. Четверку сильных пивного мира составляют ООО "САН Интербрю Украина", ЗАО "Оболонь", группа предприятий "ВВН-Украина" и ЗАО "Сармат". Александр Слободян, почетный президент ЗАО "Оболонь"," не исключает возможности появления на украинском рынке в обозримом будущем еще "одного или двух всемирно известных игроков с мощными инвестициями ".

В целом, по данным гигантов пивоварения, все, кроме группы "Сармат" (потеряла в 2004 г. 2,8% рынка), в прошлом году увеличили свои доли на рынке. По словам Антона Василевского, директора по маркетингу ЗАО "Сармат", группа утратила свои позиции вследствие "уменьшения рыночной доли принадлежащего компании пивобезалкогольного комби­ната "Крым", прекращения производства на днепропетровском и киевском пивзаводах".

Рис. 1.3. Рыночные доли пивоваров в 2005 году, %

Трое игроков из четверки крупнейших украинских пивоваров в минув­шем году увеличили свои рыночные доли: компания "САН Интербрю Украина" — на 0,3 п.п., до 35,8%; ЗАО "Оболонь" — на 3,7 п.п, до 26,2%; группа "Сармат" — на 0,2 п.п., до 13,2%. Доля компании "ВВН Украи­на" в 2005 г. сократилась на 2 п.п., до 19,1%. Инна Деркач прокомментиро­вала это так: "В 2005 г. продажи ком­пании выросли на 13% на фоне роста рынка в 25%, что привело к сокраще­нию доли рынка компании до 19,1% ".

Таблица 1.4.

"Клуб" экспортеров пива, млн. дал