Исследование пивного рынка Украины и разработка нового товара, страница 3

б) демографический:

- уровень смертности и рождаемости в регионе: если смертность превышает рождаемость, то рынок сбыта в скором времени иссякнет;

в) социально-экономический:

- уровень дохода потребителей (семьи): низкий уровень доходов; средний; высокий (рис. 1.1.).

Об особой ценовой чувствительности основной массы потребителей пива говорят изменения 2004 года в рыночных сегментах. В 2004 г., по данным экспертов, в общей структуре реализации пенного - напитка на 5,4% сократилась доля пива самой объемной средней ценовой категории (1,8-2,5 грн. за бутылку 0,5 л). В то же время доля продукции дешевого ценового сегмента (менее 1,8 грн. за бутылку 0,5 л) уве­личилась на 3,6%. Сегмент "премиум" (2,5-3,5 грн. за бутылку 0,5 л) сократился на 2,1% по сравнению с 2003 г.

Рис. 1.1. Сегментация бутылочного пивного рынка (в розничных ценах за бутылку 0,5 л.) %

Впрочем, пивовары убеждены, что дорогое пиво станет в недалеком будущем более востребованным. В ближайшие год-два эксперты прогнозируют рост сегментов "премиум" и "суперпремиум" на 11% и 50% соответственно.

Что касается емкости рынка, так он неуклонно растет, что мы можем наблюдать на рисунке 1.2. (на 2006 год прогноз по данным Госкомстата). В минувшем году пивовары сварили аж 238 млн дал пива — на 23% больше, чем в 2004 г. При этом, по словам г-жи Кореньковой, "производственные мощности в сезон были задействованы на 100%, и пива не хватало ".

Как упоминалось выше, растущий спрос на пиво подстегивал произво­дителей удовлетворять этот спрос, наращивая мощности, модернизируя производство. По разным оценкам, пивовары в 2004 г. нарастили мощнос­ти приблизительно на 10%, а в 2005 г. - на 13-15%.

Рис. 1.2. Производство пива

Например, ЗАО "Оболонь", чтобы увеличить мощности по выпуску пива, на протяжении 2002-2004 гг. инвестировало в развитие производства более 300 млн грн. В результате в 2005 г. компания нарастила производство пива на 37,8%, до 76,8 млн дал. По словам Виталия Ткаченко, замести­теля директора по маркетингу ЗАО "Оболонь", главный завод компании, расположенный в Киеве, стал второй (после питерской "Балтики") по размерам пивоварней в Европе.

Компания "САН Интербрю Украина" в минувшем году инвестировала в пивоваренную отрасль более Е1Ж50 млн. В частности, в Николаевском отделении "САН Интербрю Украина" (ранее пивзавод "Янтарь") установи­ли линию розлива в ПЭТ-бутылки, в Харьковском (ранее пивзавод "Рогань") ввели в эксплуатацию четыре новых ЦКТ (цилиндроконических танка — емкостей для брожения и дображивания пива.), а в Черниговском (ранее пивкомбинат "Десна") запустили современное водоподготовительное оборудование. К нынешнему сезону Николаевское отделение ОАО "САН Интербрю Украина" завершило масштабную двухлетнюю реконструкцию, в результате которой мощности предприятия выросли почти в два раза. Как сказал Владимир Журавель, национальный технический директор ОАО "САН Интербрю Украина", "реконструкция стала логичной реакцией на растущие из года в год потребности рынка".

Также летом 2005 г. компания "ВВН-Украина" закончила строительство и осуществила запуск второй производс­твенной очереди нового киевского пи­воваренного завода "Славутич".

О Мощность завода увеличилась до 20 млн дал пива в год, общие инвести­ции в проект составили более Е1Ж60 млн (включая первую очередь).

То есть можно с уверенностью ска­зать, что к нынешнему сезону пиво­вары подошли еще более "вооружен­ными" и подготовленными, чем к прошлому. "В этом году прирост мощ­ностей таков, что впервые на рынке не будет недопроизводства", — уверен Сергей Еськов, национальный директор по продажам и дистрибуции ОАО "САН Интербрю Украина". Хотя производители продолжают модернизацию своих предприятий, расширяя "узкие места" в технологической цепочке. Например, в конце 2005 г. группа "Сармат" приняла инвестиционную программу, направленную на увеличение мощностей своих заводов. Операционный директор группы "Сармат" Иван Ковалев заявил, что "в 2006 г. группа планирует увеличить мощности пред­приятий на 5-7%". В рамках программы ЗАО "Сармат" намерено расширить мощности по фильтрации и хранению готового к розливу пива за счет ввода в эксплуатацию второго форфасно-фильтрационного цеха.