Конспект лекций по дисциплине «Основы Римского права», страница 4

4.  Значение РГП для современного юриста.

Современные правовые системы (кроме религиозно-традиционных) буквально пропитаны духом и юридическими конструкциями римского права и, прежде всего, РГП.

Римские юристы разработали такие правовые формы опосредствования имущественных отношений, которые сохраняют свою актуальность и по сей день. Многие из них восприняты современным правом лишь с незначительными изменениями. Римская юридическая наука, её принципы, конструкция, язык – это основа современной юриспруденции, ключ к достижению сложных правовых институтов, обсуживающих современные имущественные отношения, в том числе имущественные отношения, складывающиеся в рамках многоукладной рыночной экономики.

Тема 2. Источники римского гражданского права.

  1. Понятие источника права; право официальное (позитивное) и право естественное.
  2. Характеристика основных источников римского гражданского права.
  3. Кодификация Юстиниана.

1.  Понятие источника права; право официальное (позитивное) и право естественное.

Термин «источники права» употребляется в нескольких значениях: как материальные и иные условия жизни общества, определяющие содержание правовых предписаний; памятники правовой культуры; конкретные формы  выражения (объективации) правовых норм. К числу источников права, в последнем из приведенных значений, традиционно относят:

-  нормативно-правовые акты;

-  судебные и административные прецеденты;

-  правовые обычаи.

Однако, фактический состав источников (форм) права оказывается несколько шире. Это также международные и иные договоры, разъяснения высших органов судебной власти, юридическая доктрина, правосознание. Конкретный перечень источников права зависит от воли субъектов правотворчества. Так к числу источников РГП относятся:

-  правовые обычаи (mores);

-  законы (leges);

-  постановления сената (Senatus consultum);

-  распоряжения принцепсов и императоров (constitutiones principum);

-  законные иски (legis actiones);

-  судебный прецедент (judicatum);

-  ответы знатоков права (responsa prudentium) или юридическая доктрина;

-  эдикты магистратов (edicta magistratium).

Право, выраженное в источниках, признаваемых или устанавливаемых государством, является волеустановленным, формально определённым и именуется официальным или позитивным правом. В идеале позитивное право должно соответствовать объективным требованиям  развития общества. Эти требования выражаются в общественном сознании в форме так называемых непосредственно социальных прав и обязанностей. Совокупность последних образует так называемое естественное право. Естественное право никем не устанавливается, существует объективно, проявляясь в сознании людей в виде представлений «о сущем» и «должном» в праве. Римские юристы определяли естественное право (jus naturale) как вечные и неизменные правила, подсказываемые самой природой человека, как образец для законодателя. Защищая интересы своих клиентов, римские юристы нередко оперировали не к «букве» официального права, а к существующим в римском обществе представлениям о разумности и справедливости правовых установлений, т.е. к естественному праву. Такие ссылки, как правило, не ставили под сомнение юридическую силу норм официального права (сколь бы древними по своему происхождению ни были эти нормы). Римские юристы стремились лишь к наполнению формальной стороны норм права реальным, социально актуальным содержанием.

2.  Характеристика основных источников римского гражданского права.

2.1.  Правовые обычаи (mores);

Обычаи – это порождение самой практической жизни людей общие для всех правила поведения, которые одобряются моралью и санкционируются религией. Обычаи, обязательность которых обеспечена возможностью государственного применения, приобретают характер источника позитивного права – становятся обычаями. Правовые обычаи существуют в сознании людей и не нуждаются в письменной фиксации – это особая разновидность позитивного права – неписаное право (jus non scrptum). Однако субъекты правотворчества могут фиксировать уже сложившиеся правовые обычаи в других источниках права. Примером тому могут служить Законы XII таблиц. В развитом римском праве правовые обычаи применялись преимущественно как субсидиарный источник права по отношению к нормам писаного права (jus scrptum).