Конспект лекций по дисциплине «Основы Римского права», страница 13

Римское право с древнейших времён исходило из принципа свободы заключения и расторжения брака. Некоторые исключения из этого правила были введены лишь в период принципата и в постклассический период под влиянием христианского отношения к браку и семье. Обязательными условиями при вступлении в брак признавались:

1.  наличие права на вступление в законный брак (jus conubi);

2.  свободное волеизъявление лиц, вступающих в брак (в древности согласие брачующихся подменялось согласием домовладык; в последствии согласие домовладык на вступление в брак подвластных приобрело исключительно символическое, ритуальное значение);

3.  достижение брачного возраста (для мужчин – 14 лет, для женщин – 12 лет);

4.  отсутствие близкого родства (не допускались браки между родственниками по боковой линии в пределах четырёх ступеней родства и родственниками по прямой линии всех степеней родства; не допускались такие браки между прямыми свойственниками, между опекунами и их детьми, с одной стороны и подопечными с другой стороны);

5.  отсутствие другого не расторгнутого брака (римская семья с древнейших времён была строго моногаммной);

6.  психическая полноценность лиц вступающих в брак.

Основания прекращения брака:

1.  физическая или юридическая смерть супругов или одного из супругов (под юридической смертью римское право понимало утрату свободы, а в некоторых случаях и утрату римского гражданства);

2.  расторжение брака по взаимному волеизъявлению супругов или по требованию одного из супругов.

Личные и имущественные отношения супругов зависели от характера брака. В древние времена, когда власть домовладыки над своими подвластными ограничивались лишь общественным мнением заключались браки с мужской властью (matrivonium cum manu). Женщина в таком утрачивала правовую связь со своими родителями и оказывалась в полной зависимости от своего мужа (например, в случае её ухода из семьи она могла быть истребована по суду как вещь). По мере ограничения власти домовладыки и утраты юридического значения агнатского родства брак с мужней власти (matrimonium sine manu). Последний сохранял за женщиной за женщиной её до брачное положение. Она оставалась подвластной своего  домовладыки, а в случае его смерти становилась лицом своего права (persona sui juris). Личная имущественная свобода такой женщины ограничивалась лишь опекунскими полномочиями её мужа (например, она не могла самовольно распоряжаться принадлежащими ей манципными вещами, была обязана следовать за мужем при перемене им места жительства). При жизни жены муж не имел права распоряжаться её имуществом. В браке без мужней власти супруги могли вступать друг с другом в различные сделки, за исключением договора дарения.

В постклассический период окончательно сформировались такие институты римских семейного права как приданое (dos) и добрачное дарение (donatio ante nuptias).

Приданое – это имущество, выделяемое домовладыкой жены или другим лицом и поступавшее на праве узуфрукта в пользование мужа. Добрачное дарение – это имущество, выделяемое мужем как добрачный дар своей жене и остающееся во время брака в пользовании мужа на ровне с приданым. Эти институты были направлены на сохранение римской семьи и в этом значении выполняли обеспечительную функцию. Если брак прекращался по вине жены, муж приобретал право собственности на приданное и восстанавливал в прежнем объёме право собственности на добрачное дарение. Если же брак прекращается по вине мужа, он был обязан возвратить в полном объеме приданое вместе с добрачным дарением.

Тема 6. Вещное право

1.  Вещные и обязательные права.

2.  Классификация вещей по римскому праву.

3.  Владение и его виды. Защита владения.

4.  Право собственности.