Конспект лекций по дисциплине «Основы Римского права», страница 12

По общему правилу власть домовладыки прекращалась лишь в связи с его смертью: над вдовой домовладыки назначалась опека, а сыновья домовладыки приобретали статус лиц своего права и, в свою очередь, становились домовладыками. Римскому праву был также известен институт эмансипации, то есть освобождение подвластных при жизни их домовладыки (например, в силу соответствующего заявления самого домовладыки или автоматически в случае троекратной продажи домовладыкой своего сына в рабство).

Власть домовладыки проявлялась прежде всего в области имущественных отношений и практически не затрагивала публичную правосубъектность подвластных. Например, сыновья домовладыки могли занимать высокие государственные должности (кроме сенаторской). Однако, в силу общей для развития римского права тенденции ограничения власти домовладыки, различия в гражданской правосубъектности лиц своего права и лиц чужого права постепенно сглаживались. Если первоначально подвластные могли участвовать в гражданском обороте лишь наподобие рабов (рабский пекулий, разовые поручения на совершение конкретных сделок), то к IV в. н.э. они становятся полноценными субъектами частного права. Устанавливается правило, в соответствии с которым всё полученное или приобретённое подвластным не за счёт домовладыки, принадлежит самому подвластному.

Юридическое значение в Риме (например при наследовании) долгое время имело лишь кровное родство по отцу (agnatio). Агнатами признавались родственники по отцу в пределах III-IV степеней родства по прямой линии и V степени родства по боковой линии. К агнатам приравнивались: жена домовладыки и жёны его подвластных. Если дочь домовладыки (внучка, правнучка) выходила замуж, она становилась агнаткой семьи своего мужа и утрачивала всякую правовую связь со своими родителями.

Постепенно агнатское родство утратило своё прежнее значение, уступив место кагнатскому родству (cognatio) – кровному родству вообще, как по отцовской, так и по материнской линии. Когнатами признавались родственники в пределах VI-VII степеней родства. При кагнатском родстве браки не пресекали правовой связи женщины со своими родителями.

Примечание. Агнатское и кагнатское родство (как и родство по современному праву) различалось по линиям и степеням. Родственниками по прямой линии являются лица, происходящие одно от другого (например, мать и сын, дед и внук). Родственниками по боковой линии являются лица, происходящие от общего предка (например, братья и сёстры, дядя и племянник). Степень родства по прямой линии определяется числом рождений, разделяющих родственников (например, отец и сын являются родственниками по прямой линии 1-й степени родства; прадед и внук – родственники по прямой линии третьей степени родства).

Степень родства по боковой линии определяется суммой рождений родственников до общего предка (например, родные братья и сёстры являются родственниками по боковой линии 2-й степени родства; дядя и племянник – родственники по боковой линии 3-й степени родства).

2.  Брак и его виды по римскому праву; личные и имущественные отношения супругов.

Римское право различало брак, порождающий правовые последствия, и конкубинат. Конкубинатом признавалась фактически сложившаяся семья свободных лиц, не имевших право на вступление в юридически полноценный брак (например, длительное сожительство свободного по рождению и вольноотпущенницы). Конкубинат не порождал правовых последствий законного брака (например, если дети, рождённые в законном браке приобретали статус civitatis своего отца, становились его наследниками, то дети конкубинов приобретали статус civitatis своей матери и не имели никаких прав к своему фактическому отцу).

Браки, порождающие правовые последствия, в свою очередь, могли быть двух видов:

·  matrimonium juris civilis – заключались исключительно между свободными по рождению римскими гражданами и (или) древними латинами;

·  matrimonium juris gentium – заключались между чужеземцами в соответствии с нормами права народов.