Курс лекций по дисциплине "Управление персоналом", страница 2

содержание управления – горизонтальная модель управления, комплексное управление ЖЦ человека в орг-ции

основной рычаг управления - мотивирование,

место и роль функциональной службы  - внутренний консультант и разработчик HR – технологий (помощь линейным менеджерам в решении  стратегических задач), информационно-аналитические функции (диагностика проблем УП). HR-дженералист – полноправный член команды высшего менеджмента (принимает непосредственное участие в обсуждении и принятии стратегических решений, наряду с другими топ-менеджерами несет ответственность за успешную реализацию)

В рамках данного подхода признается непосредственное влияние эффективного УП на рез-ты бизнеса.

  • Гуманистический (малый бизнес, академическая сфера)

природа человека как работника – человек корпоративный (от латинского – сообщество, объединение, то есть важность принадлежности  группе)

место и роль человека в орг-ции – член организационной семьи,

содержание управления - самоуправление,

основной рычаг управления – организационная культура.

Реальное место и роль системы УП зависит от позиции высшего менеджмента, бизнес-стратегии, структуры орг-ции, технологии и ключевых видов деятельности, орг. культуры, орг. традиций, профессионализма сотрудников самой службы.

2. Задачи управления персоналом.

  1. Комплектование персонала

·  Ввод в организацию

·  Внутриорганизационные перемещения (вертикальные, горизонтальные)

·     Вывод из организации

  1. Организация работы персонала

·  Организация рабочего места

·  Организация рабочего времени

·  Структурирование работы

·  Производственные задания

  1. Обучение персонала
    • Тренинг персонала
    • Развитие персонала
  1. Вознаграждение персонала
  1. Создание и поддержание системы эффективных трудовых отношений
  • Комплектование персонала ( нужные люди на нужном месте в нужное время)

ü Ввод в орг-цию

ü Внутриорганизационные перемещения

       -  вертикальные (изменение места сотрудника в иерархии – повышение, понижение)

       -     горизонтальные (не связанные с изменением места в иерархии). Почему? Дефицит/избыток кадров; метод обучения персонала (ротация); проблема современной карьеры (down-sizing – горизональная карьера, рост статуса, а не продвижение по служебной лестнице); синдром усталости от должности; эффективный инструмент развития необходимой орг. культуры.

ü Вывод людей из орг-ции

     - юридический момент (соблюдение требований законодательства)

     - имидж компании как работодателя (не нанести ущерб). Каждый уволенный сотрудник – потенциальный сотрудник, сотрудник конкурента, конкурент, партнер.

·  Организация работы персонала (создание условий)

ü Организация рабочего места (обеспечение инструментами+комфортные условия)

ü Организация рабочего времени

ü Структурирование работы (индивидуальная, групповая)

ü Производственные задания

·  Обучение персонала

Типология обучения:

ü Тренинг персонала (то обучение сотрудников, которое нацелено на выработку навыков и получения знаний, которые позволяют лучше выполнять текущую работу – например, подготовка к работе с новым станком)

             - общий (нацелен на получение знаний, которые нужны всем работникам орг-ции). Пример – Kodak, тренинг по развитию чувства юмора.

             -  специфический (нацелен на получение знаний, которые необходимы на конкретном рабочем месте)

ü Развитие персонала (то обучение, которое призвано помочь сотруднику делать карьеру). High potential employees – тренинг лидерских качеств для простого исполнителя.