Курс лекций по дисциплине "Управление персоналом", страница 17

Типы карьерных якорей по Э. Шайну

У каждого человека их нисколько, один из которых доминирует.

Карьерный якорь – самовоспринимаемая профессиональная концепция человека: самовоспринимаемые таланты и способности, ценности и мотивы поведения, потребности, позиции по отношению к работе, др. людям, жизни…

  1. Техническая (функциональная) компетентность:

-  сильный мотиватор – само содержание выполняемой работы;

-  цель – стать лучшим специалистом в своей сфере.

Такие люди, как правило, отказываются от карьеры линейного менеджера и, максимум, могут согласиться возглавить отдел, где работали.

  1. Управленческая компетентность (общего менеджера):

-  люди хотят брать на себя ответственность за других людей;

-  удовлетворяются от ощущения власти над другими людьми;

-  обладают аналитической (решение проблем в условиях ограниченной информации или времени), межличностной (способность влиять на других людей), эмоциональной устойчивостью (кризисные ситуации только стимулируют) в качестве компетенций.

Идеальная карьера – генератор идей.

3.  Безопасность/стабильность:

-  цель – обеспечить долговременную стабильность своего положения в организации, в обмен – достаточно высокая и высокая лояльность;

-  ради сохранения этой стабильности готовы идти на некоторые жертвы.

Идеальная организация – государственная организация, работа в отраслях с сильным государственным регулированием, крупные компании с медленным карьерным ростом.

4.  Предпринимательское творчество:

-  цель – создавать что-то новое;

Карьера – бизнесмен, антикризисный управляющий, проектные виды бизнеса, слияния/поглощения, НО как только «новизна» пропадает, они теряют мотивацию и уходят.

5.  Независимость/автономия:

-  желание быть свободным от различных организационных ограничений; хотят создавать свой собственный мир, стиль работы и т.д.

Идеальная карьера – свободные художники, фрилансеры, мелкий бизнес, академическая сфера.

6.  Служение: другим людям, обществу в целом, решению более глобальных проблем.

7.  Вызов: не важно, что конкретно делают, а важно решать те проблемы, которые до них никто не решал или решил неудачно, ставить недостижимые цели.

8.  Жизненный стиль: для них работа как часть жизни (не более), пытаются интегрировать  работу и то, что существует в их жизни помимо нее.

Эффект downshifting – «сдвиг вниз» - отказ от высокой должности, доходов статуса ради неторопливой счастливой семейной, личной жизни, ради интересов.

Выявление карьерных предпочтений:

-  отбор сотрудников (попросить описать свою предыдущую работу/карьеру; что в его понимании идеальная карьера; задаем не прямой, а завуалированный вопрос: почему люди бывают недовольны карьерой и т.д.)

-  адаптация «новичков»

-  тестирование

-  текущие коммуникации

-  собеседования по итогам оценки результатов работы.

Организационная карьера:

1.  Вертикальная (линейная карьера, но в одной организации).

2.  Горизонтальная (перемещения на одном уровне иерархии или совершенствование своих знаний и навыков – эксперт).

3.  Центростремительная (реальные полномочия и влияние человека в организации растут, но этот рост не сопровождается подъемом по служебной лестнице).

Типы внутриорганизационной карьерной системы – совокупность принципов, в соответствие с которыми в данной организации происходит управление продвижением сотрудников.