Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 34

Основными задачами статистики материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте являются:

·  характеристика выполнения плана поставок по количеству, ассортименту и срокам поставок;

·  контроль за своевременным и комплексным снабжением предприятий;

·  характеристика использования материальных ресурсов на основе действующих норм расхода;

·  контроль величины запасов;

·  установление степени обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

·  установление сверхнормативных и излишних запасов;

·  характеристика выполнения договорных обязательств;

·  составление и анализ отчетных материальных балансов.

Основные показатели

- объем поставок и заготовок,

- объем запасов материальных ресурсов и их движение,

- общий расход материалов, топлива, электроэнергии.

Показатели статистики материально-технического снабженияопределяются внатуральных, условно-натуральных и стоимостныхединицах измерения.

Материальные балансы

На железнодорожном транспорте материальные балансы составляются по важнейшим видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Балансы показывают имеющиеся ресурсы и их распределение. Они предназначены для:

- контроля выполнения плановматериально-технического снабжения;

- контроля распределения важнейших видов продукции;

- характеристики сложившихся пропорций и фактического потребления.

Материальные балансы составляются в табличной форме и отражают наличие источников поступления, направление использования, остатки на начало периода, поступление за период, расход за период, остаток на конец периода.

В виде баланса составляется и отчет об остатках, поступлении и расходовании ресурсов.

Статистика поставок и заготовок материальных ресурсов

На железнодорожном транспорте действует централизованная система снабжения. Номенклатура потребляемых материальных ресурсов, перемещаемых и складируемых запасов на предприятиях железнодорожного транспорта, может состоять из сотен и тысяч наименований. При этом основной особенностью  определения потребности в ресурсах ремонта подвижного состава железнодорожного транспорта является высокий уровень неопределенности производственной программы. Колебания, например, в объеме ремонта подвижного состава за сопоставимые плановые периоды по структурным подразделениям могу превышать 20%. Это, в свою очередь, вызывает значительный уровень колебаний объема и структуры потребляемых материальных ресурсов. Так квартальная заявка только по вагонному хозяйству насчитывает от 4500 до 7000 номенклатурных позиций в зависимости от размера запасов и планируемой программы ремонта. Следовательно, расчеты перспективной потребности в материальных ресурсах для структурных подразделений дороги не могут быть ни достаточно точными, ни окончательными.

    Единица наблюдения статистики поставок и заготовок является поставка (заготовка) – партия материалов, оборудования, изделий поступившая по одному документу от одного поставщика.

    Единицы измерения - натуральные и стоимостные.

    Первоисточники учета: счета-фактуры, приходные ордера, акты поставки и т.п.

Момент учета поставки: при иногородних поставках - день отгрузки материальных ресурсов, определяемый датой штемпеля на транспортных перевозочных документах; при получении материалов от местных поставщиков - дата составления приемосдаточного акта или расписки получателя о приеме продукции.

Основным показателем является объем поставок и заготовок в натуральном и стоимостном выражении по плану и фактически.

Данные таблицы 5.1 свидетельствуют о невыполнении плана поставок и неравномерности поставок по месяцам квартала.

Таблица 5.1

Месяц

Поставка по плану

Фактическая поставка

Степень выполнения плана, %

тонн

% к плану квартала

тонн

% к плану квартала

Январь

200

20,0

100

10.0

50.0

Февраль

350

35,0

200

20,0

57,1

Март

450

45,0

650

65.0

144,4

Итого

1000

100

950

95.0

95,0