Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 2

3.      анализ показателей, полученных в результате сводки и обработки статистических материалов.

На каждой из этих стадий применяют специфические приёмы и способы.

Основы железнодорожной статистики

Железнодорожная статистика одна из отраслевых статистик. Она получила самостоятельность в силу специфических особенностей продукции железнодорожного транспорта и специфических условий работы не только в сравнении с другими отраслями, но и с другими видами транспорта.

Железнодорожная статистика включает в себя следующие основные разделы:

-        статистика перевозок;

-        эксплуатационная статистика;

-        статистика основных средств и технической оснащенности;

-        статистика труда;

-        статистика материально-технического снабжения;

-        финансовая статистика.

Методы и принципы статистического исследования на железнодорожном транспорте основываются на методах и принципах обшей теории статистики исходя из особенностей железнодорожного транспорта.

Статистика изучает железнодорожный транспорт как самостоятельную отрасль материального производства, включая продукцию транспорта, его материально-техническую базу, использование перевозочных средств, трудовые, материальные ресурсы, а также финансовые результаты.

Предметом железнодорожной статистики является количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту как особой отрасли материального производства. Исходя из специфики своего предмета, железнодорожная статистика разрабатывает систему показателей, отражающих условия и результаты деятельности железнодорожного транспорта в целом и отдельных его подразделений.

Продукция транспорта (перевозка) не имеет вещественного выражения. Она потребляется в процессе производства, представляя собой перемещение грузов и пассажиров с помощью транспортных средств. Ее нельзя накопить и поэтому большое значение имеет полный, точный и своевременный учет перевозок. Железнодорожный транспорт имеет сложную структуру и огромное количество территориально разобщенных подразделений. Вместе с тем это единое целое и все они должны быть ориентированы на перевозочный процесс. Это обуславливает высокую степень централизации статистической информации и большое значение срочной оперативной информации о ходе транспортного процесса в его отдельных звеньях, для обеспечения процесса управления.

Специфика предмета железнодорожная статистика определяется следующими основными особенностями:

1.      продукция железнодорожного транспорта - перевозки (эту продукцию нельзя накопить и учитывать её необходимо в момент совершения перевозок);

2.      территориальная разобщенность предприятий и структурных подразделений, входящих в состав дорог;

3.      сложность учета численности и проработанного времени (так как работа большей части эксплуатационного контингента организована по сменному графику в связи с непрерывным производственным процессом);

4.      сложность и трудоемкость учёта основных средств, связанная с их многообразием, перемещением и разобщённостью.

Специфика предмета определяет статистическую методологию.

1. Своевременное и чёткое заполнение первичных документов на основе принятой учётной политики, особенно перевозок. Нельзя накопить перевозки и потом что-либо учитывать, кроме того, во многих случаях невозможна проверка первоисточника после совершения перевозки.

2. Определение места учёта должно выбираться таким образом, чтобы именно там можно было зафиксировать те или иные изменения состояния изучаемого объекта. Так как, во-первых, часто невозможен возврат к объекту, а во-вторых, это связано с разграничением ответственности за состояние и использование основных средств, сохранность грузов, соблюдение условий перевозки и сроков доставки.

3. В связи с большой протяжённостью железных дорог и территориальной разобщенностью на железной дороге не совпадает момент учёта календарный с отчётным (из-за разницы часовых поясов).