Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 26

Капитальными вложениями называют совокупность затрат на создание новых и обновление действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения.

Для решения задач планирования, контроля и анализа капитальных вложений их группируют по ряду признаков:

·  по источникам финансирования;

·  по назначению средств;

·  по направлению средств;

·  по формам освоения средств;

·  по территориальным признакам.

Источники финансирования: за счет средств федерального бюджета, собственных средств железных дорог и организаций федерального железнодорожного транспорта, а также дополнительных средств (средства бюджета субъектов федерации, местных бюджетов, привлеченных средств).

Назначение средств: из этих источников финансируется строительство новых линий, вторых путей, электрификация железных дорог, сооружения автоматической блокировки и диспетчерской сигнализации, строительство железнодорожных мостов, тоннелей, вокзалов, а также приобретения нового подвижного состава и контейнеров. Кроме того, финансируются работы по внедрению новой техники, обновлению основных средств, совершенствованию производства и на организацию труда.

По направлению капитальные вложения подразделяются на: новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию.

Основные формы освоения капитальных вложений это строительство, приобретение и монтаж оборудования.

Основные показатели статистики капитальных вложений - объем капитальных вложений в сметных ценах и удельные капитальные вложения.

Структуру капитальных вложений определяется формами освоения средств. В зависимости от формы освоения капитальных вложений на железнодорожном транспорте выделяют:

- статистику капитального строительства,

- статистику приобретения подвижного состава и производственного оборудования,

- статистику капитального ремонта (восстановления).

Статистика капитального строительства

Строительство отличается от других отраслей материального производства, прежде всего характером готовой продукции. Продолжительность строительства любого объекта исчисляется не только месяцами, но и годами (особенно при строительстве крупных объектов). Длительность технологического цикла в строительстве обуславливает особую форму расчетов за строительную продукцию.

Расчеты ведутся за условно готовую продукцию – за этапы работ, за выполнение конструктивных частей или видов работ.

Статистика капитального строительства изучает:

- объём, структуру и темпы освоения капитальных вложений;

- развитие строительной индустрии;

- степень механизации строительных работ;

- специализацию строительных организаций;

- уровень и динамику производительности труда;

- уровень и изменение себестоимости строительно-монтажных работ.

Основными показателями статистики капитального строительства являются:

·  объём выполненных строительно-монтажных работ (продукция строительства),

·  ввод в действие основных средств,

·  себестоимость строительной продукции.

Продукцию строительства учитывают в сметных ценах соответствующего периода по действующим единичным расценкам на строительные работы  и ценам на работы по монтажу оборудования.

Первоисточники учёта объёма строительно-монтажных работ - акты приёма выполненных работ подписанные заказчиком, подрядчиком, представителем банка и инвестора осуществляющего финансовый контроль за ходом работ и финансированием строительства.

Группировки - встатистической отчётности объём капитального строительства группируется:

- по способу производства (хозяйственный или подрядный);

- по исполнителям (конкретным строительным организациям);

- по отраслям железнодорожного хозяйства (пути и сооружений, локомотивному, вагонному, электрификации и т. д.);