Курс лекций по дисциплине "Статистика железнодорожного транспорта", страница 30

В среднесписочную численность не включаются:

- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, и дополнительных отпусках по уходу за ребенком;

- работники поездных бригад пассажирских поездов, которым в период октябрь – апрель предоставляется отпуск без сохранения заработной платы сроком до трех месяцев;

- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для вступительных экзаменов в образовательные учреждения.

На железнодорожном транспорте помимо среднесписочной численности рассчитываются следующие показатели:

- средняя численность внешних совместителей,

- средняя численность работников, выполняющих работы по договорам,

- явочная численность.

Явочная численность - это численность работников фактически находящихся на рабочем месте. Этот показатель используется для комплексного изучения рабочего времени, средней заработной платы, производительности труда, норм выработки и для характеристики оборота и текучести кадров.

Группировка численности работников

Численность работников железнодорожного транспорта принято группировать по целому ряду признаков в зависимости от целей анализа, особенностей организации труда, полноты информационной базы: по видам деятельности, источникам финансирования, отраслям хозяйства, производственным группам, профессиям, категориям, квалификации, стажу, возрасту, должностям, специальностям, образованию, и др. признакам. На железнодорожном транспорте в зависимости от видов деятельности выделяется численность работников занятых: грузовыми перевозками, пассажирскими перевозками, услугами инфраструктуры, ремонтом подвижного состава для сторонних организаций, строительством объектов инфраструктуры, научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами, услугами социальной сферы и прочими видами.

Группировка по отраслям характеризует распределение трудовых ресурсов по хозяйствам (вагонное, локомотивное, пути и т. д.). Внутри каждой отрасли даётся группировка по производственным группам. Например, работники, занятые ремонтом локомотивов, вагонов, пути и т.п. Внутри каждой группы численность группируется по специальностям для изучения профессионального состава.

В отчетности ОАО РЖД численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие (из группы служащих выделяются: руководители специалисты и другие работники, относящиеся к служащим).

Рис. 4.1 Структура численности по категориям работников

Рис. 4.2 Структура категории служащие в ОАО РЖД

Основные показатели движения и текучести рабочей силы

Для характеристики использования движения и текучести рабочей силы применяют следующие показатели: среднесписочная численность , коэффициенты оборота рабочей силы по приёму, по увольнению, коэффициент текучести, коэффициент постоянства.

Коэффициенты оборота характеризуют степень подвижности рабочей силы на предприятии, независимо от причин вызвавших её.

·  Коэффициент оборота по приёму:

Коэффициент оборота по увольнению:

·  Коэффициент текучести - характеризует нерациональное использование рабочей силы. Принято рассчитывать в %:

·  Коэффициент постоянства состава персонала предприятия: