Организации внеклассной работы по физике, страница 7


4.1 Тематика внеурочных мероприятий по физике.

Осознавая тот обширный комплекс воспитательных, обучающих и развивающих задач, которые призваны решать внеклассные занятия по физике, возникает весьма не простой вопрос: Какими по тематике должны быть эти занятия?

Среди множества ответов, которые могут прозвучать на него, непременно будет такой: « Конечно той, которая интересует учащихся». Принять его, то есть пойти по этому пути, с одной стороны, заманчиво: ведь тематика будет соответствовать интересам учащимся. Но с дугой стороны опасно: почти вероятно, что ученики не знают всей палитры тем, из которых нужно сделать выбор, а это значит, их ответы в какой то мере случайны; кроме того, ученики могут не остановить своего внимание на тематике, важной в воспитательном отношении, а если ее исключить, то для процесса воспитания будет многое потеряно, притом существенного, что не допустимо. Возможен и иной, прямо противоположный ответ на поставленный выше вопрос: «Конечно, той тематике, которую выберет педагог»; приверженцев у него будет немало. И путь, который он открывает, тоже, с одной стороны, привлекателен: ведь педагог лучше знает, что важно и каковы возможности учащихся; к тому же можно быть уверенным, что в тематику непременно войдут ценные в воспитательном плане мероприятия. Но и это путь имеет теневой аспект: он игнорирует запросы учащихся, ущемляет их чувство самостоятельности, что, несомненно, что отрицательно скажется на работе и даже может оттолкнуть ребят. Поэтому целесообразно эти два подхода объединить, так,   чтобы взять от каждого его сильные, «выигрышные» стороны.

А это значит: прежде нужно выяснить, на что направлены интересы учащихся; это первый подготовительный этап работы.

Второй этап подготовительной работы – анализ с позиции педагогических принципов, взятых нами за основополагающие тех возможностей, которые предоставляют курс физики для выбора тематике внеклассных мероприятий.

Какую же тематику занятий избрать для практической деятельности? Однозначного ответа быть не может: многое зависит от конкретных условий и интересов ребят. Ключ к решению проблемы в том, чтобы использовать как можно больше разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий в сочетании с массовыми мероприятиями и охватить ими всех учащихся школы.


5.1 Индивидуальные задания, принципы их построения.

Для того, чтобы организовать интересные, полезные и масштабные по охвату занимающиеся внеклассные занятия по физике, нужно вовлечь в них учащихся. Средство для этого одно – «включение» возможно только через тщательно продуманную и педагогически верно построенную систему индивидуальных или групповых (на два – три человека) заданий. Создавая ее, надо опираться на педагогические принципы, выбранные за основополагающие, а также на специфические выводы и рекомендации, которые сделаны педагогами, психологами и дидактами.

Учеными – педагогами, в частности, выявлено, что постановка перед учеником конкретной, четкой, деловой задачи является одним из главных (можно сказать - первым) условий результативной работы. Предлагаемые задания должны: соответствовать характеру учения; быть идейными, жизненно значимыми по содержанию; оказывать воздействие на интеллект и эстетические чувства, быть посильными; их выполнение обязательно должно завершаться успехом.

Исследователями сделан еще один ряд психологических выводов, которые нужно иметь в виду: инструктаж – одно из важнейших звеньев, которое обеспечивает удачу трудовой операции; создание обстановки, располагающей к занятиям, «упорядоченность работы» подготавливают «умственную почву» для успешного ее завершения; интерес возникает только тогда, когда деятельность, особенно на первых порах, осуществляется без особого напряжения, легко и оказывается результативной; чем лучше подготовлены условия для того, чтобы учащийся совершил «свое» открытие, тем активнее его деятельность, в том числе творческая, и тем кратковременнее процесс открытия; использование заданий для самостоятельной работы, в которых предусмотрено ориентирование умственной деятельности учащихся, облегчает установление временных связей в коре головного мозга, что способствует сохранению работоспособности нервных клеток. Кроме того, общество и педагоги признают,  что сейчас как никогда остро перед преподавателями стоит проблема «учить учиться», то есть шаг за шагом вооружать учащихся умениями работать самостоятельно с научно-популярной книгой или статьей, справочником, энциклопедическим словарем, приборами и так далее.