Организации внеклассной работы по физике, страница 6

4.Обучение и воспитание – через самостоятельную деятельность учащихся. Выбирая в число ведущих этот принцип, мы руководствуемся теми выводами, к которым пришли педагоги и психологи:        

«в деятельности человек осваивает мир, постигает его закономерности и диалектику развития, наследует опыт прошлого, но одновременно он постигает и развивает себя»;1

«приобретенные собственным трудом сведения ученик запоминает прочнее… Значительно повышается также оперативность усвоенных знаний… Особенно сильное влияние оказывает такого рода учение на развитие мышления, наблюдательности, воображения, внимания и памяти, на формирование общей умственной культуры».1

«Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в деятельности».2

Развитие личности в процессе самостоятельной работы происходит так. Если ученик только выполняет указания (пассивная деятельность), его механизм саморегуляции учения бездействует. При активной деятельности этот механизм «запускается»: ученик начинает осознавать свое продвижение вперед, делая выводы типа «решил сам», «догадался», «сделал». Постепенно его самоанализ рождает веру в свои силы; ученик пробует выдвигать собственные суждения о том, что видел, прочел; это первый шаг в формировании личности, первая победа. Следующий, – появление осмысленного желания «искать ответ самому», «не ожидать подсказки и помощи», «преодолевать трудности»; это вторая педагогическая победа. Так в ходе самостоятельной деятельности формируется активная жизненная позиция.

5.Реализация таких признанных ныне ведущих дидактических идей, как дифференциация обучения, использование групповых форм работы.

Дифференциация  имеет целью создать наиболее комфортные условия для познавательной деятельности ученика, учтя при этом его психические особенности. Применительно к внеклассной работе она превращается в такой комплекс мер:

предоставление учащимся целой палитры разных по характеру заданий на одну тему – заданий теоретических, практических, конструкторских, творческих. Тогда каждый сможет выбрать себе дело (изучать литературу, мастерить по готовым чертежам, конструировать, ставить опыты и другие) в соответствии со своими склонностями;

ранжирование заданий каждого вида по степени сложности. Возьмем, к примеру, экспериментальное задание. Самый простой его вариант, на готовой установке показать опыт; усложненный – собрать установку и провести эксперимент;  еще более сложный – собрать установку, провести опыт и объяснить его; высшей степени трудности – придумать проект установки, собрать ее, проделать опыт и теоретически истолковать его.

6. Учет возрастных особенностей учащихся. Реализация этого принципа обеспечивает доступность материала и форм работы учащимся, ту ступень нагрузки, которая требует, поддержание и развитие интереса к предмету и видам деятельности, создание хороших взаимоотношений педагога и учеников средней школы.

В коллективах старших учащихся психологическая позиция взрослого определяется термином «консультант», то есть советчик, специалист, дающий рекомендации; задача педагога – помочь ученикам осознать свои возможности, сильные и слабые стороны.

7.Использование идей из комплекса «педагоги сотрудничества». Суть этого принципа – учет таких идей: перемена в отношениях учителя и ученика:

отказ от принуждения и призыв к сотворчеству, которое рассматривается как средство, способное установить в учебном заведении «дух истинного гуманизма»;

вместо принуждения опираться на ученический коллектив; не заставлять работать, а вовлекать. Каждое занятие превращать в коллективное действие, совместное творчество всех учеников и преподавателя;

личностный подход к учащемуся. Это значит видеть в ученике не существо, занятое учением, а личность со своим миром чувств и переживаний. Использовать такие приемы, которые помогают ученику почувствовать себя личностью: внимание к отдельной персоне, оценка труда каждого и на каждом занятии, возможность выбора заданий по своему вкусу, поощрение любой познавательной деятельности; организация интересных заданий, посильным всем ученикам, создающих «ситуацию успеха» и порождающих чувство радости от движения вперед; это пробуждает и укрепляет веры в свои силы.