Организации внеклассной работы по физике, страница 5

Во-первых, внеклассная работа призвана способствовать воспитанию учащихся: выработке активной жизненной позиции; понимания проблем, стоящих перед человечеством; выработке четких нравственных критериев; развитию эстетических взглядов: пониманию прекрасного в жизни, желания его постичь, беречь и приумножать.

Во-вторых, внеклассная работа должна иметь образовательное значение: быть направлена на углубление и расширение системы научных знаний о физических понятиях и закономерностях, методах физической науки и применений знаний на практике во всех сферах производства, медицине и быту, роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

В-третьих, для решения развивающего комплекса задач ее следует ориентировать на выработку совокупности интеллектуальных умений и практических навыков, которые пригодятся каждому в дальнейшем на любом его трудовом посту, на развитие потребности к  самообразованию и умений осуществлять его.

Как часть общего учебно-воспитательного процесса внеклассная работа должна в первую очередь решать те важнейшие задачи, которые поставлены ныне перед средней общеобразовательной и профессиональной школой.

Внеклассные занятия – давний вид учебной работы. Традиционно при их организации основное внимание уделялось содержанию материала, а через него на первое место почти неизменно выдвигались обучающие функции мероприятий. Ныне происходит переоценка ценностей и на первый план должно быть поставлено достижение определенных, для каждого случая своих, воспитательных целей (направлены на формировании личности) и целей развивающий (ориентированы на подготовку учащихся к трудовой деятельности). Этот факт – принципиальной важности, и его нужно постоянно иметь в виду. Вследствие этого каждое внеклассное занятие и мероприятие следует строить так, чтобы внести вклад и в воспитание, и в развитие, и в обучение учащихся. А это значит, что их нужно определенным образом планировать, четко вычленяя воспитывающие, обучающие и развивающие цели и намечая пути их достижения.

При этом полезно руководствоваться поэлементным анализом темы, суть которого в выделении элементов информации – структурных единиц содержания обучения и воспитания. Поэлементный анализ позволяет ясно увидеть, какой именно материал требуется отразить на внеклассном мероприятии для того, чтобы оно наилучшим образом выполнило все свои функции; он, в частности, определяет расстановку акцентов в каждом выступлении, текст ведущего, важнейшие выводы.


3.1 Психолого-педагогические принципы организации внеклассной работы.

Как сделать так, чтобы внеклассные занятия по физике отвечали требованиям, предъявляемым к ним ныне обществом и соответствовали современным прогрессивным и педагогическим тенденциям? Вопрос этот чрезвычайно важен, поскольку определяет и систему знаний, и подходы к ее организации. (Теперь уже признано нецелесообразным проводить любые по тематике занятия или заниматься решением только сложных задач.) Чтобы дать ответ на него, прежде всего нужно выбрать те принципы, которые будут положены в основу работы. Сформулируем их, обоснуем и раскроем.

1.Принцип воспитывающего обучения. Надо, как считают многие педагоги, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней высокой морали.

2.Единство и преемственность обязательных учебных и внеклассных занятий, что означает: внеурочная деятельность в значительной мере должна стать продолжением и развитием работы, проводящейся на уроках.

3.Опора на познавательный интерес учащихся. Этот принцип означает, что строить занятия нужно так, чтобы вызывать любознательность, поддерживать ее, постоянно развивать.

Сегодня особенно актуален призыв «Учить физике интересно!». Ведь через интерес к материалу и занятию пробуждается  интерес к физике, а потом и к другим естественно-научным дисциплинам;  ведь этот интерес порождает заинтересованность процессом обучения, самообразованием и через них – трудом, творчеством. Так, цепочка, у начала которой находится интересно организованное занятие или внеклассное мероприятие, завершается социально важным результатом: формированием желания и умения трудиться. А это одна из задач реформы школы.