Организации внеклассной работы по физике, страница 4

Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты – оборудование, формы работы.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознание ряда фактов, явлений,  законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

Любознательность является боле совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности.

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащихся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учителю следует так организовать мероприятие, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

Следующая стадия, наличие познавательного интереса, проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

В процессе обучения физики изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое их обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.

Ученые свидетельствуют: познавательный интерес занимает ведущее место среди мотивов и факторов, стимулирующих учение. «От интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности с ее социальным смыслом и установками…, нет ни одной проблемы в учебно-познавательной деятельности, которую можно было бы решать без опоры на интерес.» 1  


 Особенности и задачи внеклассных занятий.

В чем же заключается сходство внеклассной работы по физике с уроками и отличие от них? Общее в том, что оба вида занятий посвящены физике, и оба решают примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем. А различия таковы: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, с возможностями учебного заведения; занятия не скованы жестким регламентом обязательной программы и лимитом учебного времени; они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы («гибки») и могут быть совсем необычными, даже фантастичными; конкретных дел, заданий, предлагается широкий спектр (а не одно- два, общие для всех), и каждый может выбрать себе занятие по душе-то, что больше нравится по содержанию и роду деятельности, у внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия (по отдельности и все вместе), разнящие внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал (притом важный) для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них, контактов, которые основаны на общем интересном деле, и поэтому прочных и результативных.

Итак, внеклассная работа по физике. С одной стороны, она компонент обучения этому предмету, с другой, часть всего учебно-воспитательного процесса в среднем учебном заведении. Эти две ее функции, в действительности теснейшим образом связанные между собой, определяют проблемы, которые стоят перед ней, и характерные черты, обусловленные особенностями сегодняшнего дня.

Как компонент физического образования внеклассная работа должна решать три комплекса задач: воспитательные, образовательные и развивающие.