Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 9

Эти разработки одна за другой вели к попыткам объединить эти работы в когнитивные построения (например: АСТ, Аnderson , 1983) или единые теории познания (Newell, 1991). Будущий прогресс в этой области должен предоставить модели умственного поведения, которые могут служить основой для объяснения различных уровней когнитивного выполнения у одного индивида на определенной стадии развития или различий в выполнении между индивидами одного возрастного уровня.

Как установлено ранее, исследования социального познания в подростковом возрасте характеризуются пристрастием к установлению содержания мыслей молодых людей о других или о социальных институтах. Очень небольшое внимание уделено процессам вовлечения в социальное познание. В результате мало известно о взаимоотношениях между доступными мыслями и тем, как эти мысли используются. Установлено (например, Jakson, 1987), что 13-летние используют психологические конструкции для того, чтобы выделиться среди ровесников, но не используют их, когда встречают новых знакомых одного и ними возраста и пола в групповой ситуации. 15-летние используют психологические конструкции в обеих ситуациях. Также мы все еще очень мало знаем о процессах социального познания, которые способствуют выбору друзей, развитию гетеросексуальных взаимоотношений и адаптации специфических форм социальной идентичности, включая связанные с принятием в группу или компанию.

Процессы включения в принятие социальных решений, роль обработки информации в социальных ситуациях, "Я" как когнитивный прототип, коммуникация и социальное понимание являются примерами некоторых тем из потока исследований когнитивного познания (например: Саnton и Кihlstrom, 1981; Wуеr и Srull, 1984). Области, подобные этим, могут быть рассмотрены как особенно уместные в период жизненного цикла, который показывает значительное развитие и изменения в мыслях индивида о себе самом и в моделях взаимоотношений. Некоторые авторы, например, приписывают очень важную роль самовосприятию в восприятии других (Маkrus & Smith, 1981, Маrkus, Smith & Моreland, 1985, Rogers, 1981). Маркус и его коллеги (1985) утверждают, что "Я" используется для получения информации о других в ситуации, где отсутствуют другие "сильные когнитивные структуры'', Роджерс утверждает, что "Я" может функционировать как вид прототипа, который определяет способ, по которому катетеризируются другие. Эти идеи о роли самовосприятия трудно согласовать с такими характерными особенностями подростничества, как формирование идентичности (Еrikoson, 1964; Маrсiа, 1980) и экспериментирование с отношениями (Со1еmаn, 1974; Douvan & Аdelson, 1966). Если личная идентичность не установлена, то какой смысл это имеет для развития взаимоотношений? Зависит ли установление продолжительных взаимоотношений от уровня развития идентичности? Или эти два процесса идут рука об руку? Вопросы, подобные этим, нуждаются в последующих исследованиях, и исследовательские подходы, применяемые в исследовании социального познания, могут обеспечить пригодными для этого методами. Ясное понимание процессов, которые имеют место на формирующей стадии развития, такой, как подростничество, могут содействовать расширению сферы социального самопознания.

Различные направления исследований, упоминаемые в предыдущих главах этой статьи, иллюстрируют сложность и обширность процессов развития, имеющих место в подростничестве. Динамическая системная модель развития (Van Geert, 1991) может предложить концептуальные основания для понимания внутриличностных различий в уровне развития разных сфер. Она также может предложить понимание факторов, способствующих моделям отклоняющегося развития. Обычно подростничество рисует широкое разнообразие различных сфер развития, многие из которых могут быть концептуализированы в терминах количественного увеличения. Например, конфликт с родителями может быть охарактеризован в терминах частоты споров, а взаимоотношения с ровесниками — в терминах количества социальных интеракций с товарищами одного возраста. Существенной особенностью модели является то, что развитие имеет место при условии лимитированных ресурсов. Быстрое развитие в одной специфической области будет иметь позитивные или негативные последствия для развития в тесно связанных сферах. Например, быстрое увеличение в количестве споров с родителями может привести к быстрому увеличению времени, которое проводится вне дома, или в количестве связей с ровесниками. Увеличение в количестве контактов с новыми подружками может оказать негативное воздействие на количество или качество контактов с приятелями-мальчиками. В соответствии с моделью, взаимоотношения, включенные в эти примеры, не являются обязательно линейными. Может быть важным достижение индивидуального порогового уровня. Ниже нормы нет видимых эффектов, выше нормы, наоборот, могут происходить заметные изменения.