Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 10

Модель все еще требует проверки на эмпирическом уровне, и определенные теоретические вопросы проверяются до сих пор. Однако она предлагает основу для ясного понимания взаимоотношений между различными сферами развития в подростничестве и в другие периоды развития. Кроме того, исследование подростничества отличается включением исследовательской и контрольной групп. Динамические системные модели обеспечивают концептуальную основу для исследования внутриличностных различий в специфических сферах развития или для сравнения разных молодых людей в терминах их индивидуальных траекторий развития.

Перспективы развития взглядов на подростковое развитие

Во вступительной части этой статьи мы указали, что два последних десятилетия мы видим отход от представлений о подростковом развитии как периоде бури или шторма и стресса. Оно замещено более тщательными исследованиями, подтвержденными скорее эмпирическими данными, чем клиническими наблюдениями.

Эффект этого изменения — различные "словари" для разговоров о подростковом развитии. Термины "буря", "шторм", "стресс" и "кризис" замещены такими словами, как "переход", "путь", "непрерывность" и "разрыв". Вместо акцента на подростковой стадии развития и ее характеристиках, связанных с другими стадиями, внимание теперь направлено на процессы изменения, совладания и регулирования, обычно происходящие на протяжении подростничества.

Изменение парадигмы не было связано с появлением новых взглядов на подростковое развитие. Несмотря на то, что понятия "шторм" и "стресс" были основаны первоначально на стадии-ориентированном психоаналитическом подходе, современные исследования подростничества не имеют ясной теоретической базы. Понятие формальных операций Пиаже (Рiaget & Аnhelder, 1974) дополнено серьезными размышлениями о когнитивном развитии в подростковом возрасте, а также содержит исследования, подчеркивающие активную роль подростка в его/ее собственном развитии (Nurmi, 1991; Sibereisen, Еуferth & Rudinger, 1986). Отдельно стоит лишь влиятельная теория, всплывшая в последние годы, — фокальная теория Колмана (Со1еmаn, 1974; Со1еmаn & Неndry, 1990). Она сохраняет некоторые характеристики возрастной теории (Со1еmаn & Неndry, 1990, стр.206) в том плане, что предполагает, что во время юности беспокойство или трудности возрастают в зависимости от определенного типа взаимоотношений или, иначе сказать, проблема обычно становится центральной в определенном возрасте, а потом, в свое время, снимается другой центральной проблемой. Но, с другой стороны, она легко связывается с идеями, которые являются ведущими в современных исследованиях. Такие понятия, как переходный период, активное участие в чьем-либо личном развитии, преемственность и непреемственность могут быть родственны модели развития, которую описывает Колман.

Несмотря на это, правдой будет сказать, что многие идеи Колмана все еще должны быть подвергнуты детальной проверке. Справляется ли большинство подростков с одной проблемой за определенное время, как это предполагают Со1еmаn & Неndry (1990, р. 207)? Если это так, то является ли умение преодолевать одну проблему за определенное время непременным показателем стабильности? В этом случае можно рассмотреть такие ситуации, как тяжелый семейный стресс, где фокусирование на проблеме самой по себе может быть не только неизбежным, но и связанным с другими проблемами поведения. Насколько точной репрезентацией нормального развития является волнообразная модель развития? Теория Колмана базируется на методе поперечных срезов, и определить, в какой степени изменения в главных проблемах влияют на индивидуальные модели развития как противоположные наиболее общим общественным тенденциям, невозможно. Эти, а также другие вопросы должны быть изучены до того, как статус теории будет утвержден.

И хотя вполне возможно, что дальнейшие научные исследования частично подтвердят идеи Колмана, но более фундаментальные проблемы останутся. Из этих проблем самыми главными являются две: недостаток внимания к познавательному развитию и особенно к социальному познанию, а также неудача в понимании роли самовосприятия по отношению к главным проблемам. Теория предполагает, что конкретные возможности и потенциалы уже определены и что способность решительно схватывать фокальные проблемы уже развита. Короче говоря, она потерпела неудачу в попытке адекватно определить оценку взаимодействия между различными сферами развития, значение экологических факторов и важность появления чувства самости как ключевого элемента в исследовании личности в период подросткового развития.