Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 7

Эта картина была собрана и получила дальнейшее развитие благодаря множеству современных исследований. В лонгитюдном исследовании 2000 немецких подростков 12-ти лет, продолжавшемся 5 лет, Fend (1990) исследовал взаимосвязь между развитием силы Я и социальными взаимоотношениями. Основой для измерения силы Я была серия шкал, которые оценивали различные аспекты Я-концепции, чувство контроля и самоценности. Fend показывает, что тот факт, что сила Я со временем ослабевает, связан с растущим социальным разрывом между родителями и детьми. Он также показывает, что взаимоотношения «взрослый — подросток» более важны для развития силы Я, чем взаимоотношения с ровесниками. Тем не менее оба типа взаимоотношений важны для того, чтобы успешно справиться с задачами развития в подростковом возрасте, т.к. оба они способствуют формированию позитивной Я-концепции.

Значение обоих видов взаимоотношений подтверждается исследованиями, проведенными Палмонэри и его коллегами (Ра1monari, Роmbeni & Kirhler, 1989; Ра1monari, Kirhler & Роmbeni , 1991). Часть этой работы включает исследование того, как итальянские подростки используют различные взаимоотношения, чтобы справляться с различными типами проблем, с которыми они сталкиваются. Традиционная модель ("шторм и стресс") считает прогрессом в подростковом развитии замену родителей как референтных лиц ровесниками. Фактически, Ра1monari и его коллеги показывают, что молодые люди действуют избирательно. В зависимости от вида проблемы, подростки обращаются то к родителям, то к ровесникам. Аналогичные данные были получены в Голландии.

Вышеупомянутые исследования использовали опросники и интервью с большим числом подростков, а иногда и с родителями. Они демонстрируют картину тенденций внутри подростковой популяции, но не могут изучить более тонкие аспекты взаимоотношений родитель-подросток и то, как они могут меняться со временем. Другие исследователи сделали попытку изучения взаимоотношений отцов и детей более динамическим образом, используя опросник и интервью в паре (Noller & Ваgi, 1985; Youniss & Smollar, 1985). Ноnеss & Lintern (1990), расширили подобную работу благодаря усовершенствованию метода, с помощью которого можно интерпретировать данные в моделях или системах взаимоотношений. Их подход включает получение кодированных результатов из отдельных интервью с двумя членами семьи (мать и дочь-подросток). Процедура кодирования основана на перспективах обоих индивидов и открывает путь операционализации результатов, включая конфликт, зависимость, независимость и взаимозависимость. Подход предоставляет богатые возможности для детального изучения как взаимоотношений внутри семьи, так и за ее пределами.

Удивительно мало внимания уделяется тому, что может быть названо социальными когнитивными походами к подростничеству. Мы обсудим в заключительной части этой статьи, как разработки в области социального когнитивного исследования вполне могут стать важной точкой роста в будущих исследованиях подросткового возраста. Пока же давайте ограничимся высказыванием, что большое количество социальных когнитивных исследований подростков имели тенденцию сосредоточиваться на содержании мыслей подростков о людях (например, Livesley & Вromley, 1973; О'Маhonу, 1986) или социальных институтах (см. Furnham & Stacey, 1991, в печати) Внимание было уделено также структуре личности подростка, но сделано мало попыток изучения развития и изменения социального мышления в подростничестве — как оно модифицируется с опытом и как применяется к различным социальным мирам.

Возможные направления дальнейших исследований.

Современное увеличение исследований подростничества означает, что, возможно, менее рискованно предсказать направления, которые сохранят значимость в 1990-х годах, чем в случае с другими областями психологии развития. Этого нельзя сказать относительно определения новых направлений исследования. Здесь, вместо оценивания и экстраполирования современных исследований, необходимо прибегнуть к интуициям менее определенной природы. Две таких интуиции могут помочь определить новые направления. Первая включает обращение к тенденциям и изменениям — социальным, политическим и т.д., — которые имеют место в Европе, и рассмотрение их потенциального значения для развития подростков. Это может помочь получить более точную картину будущего. Вторая интуиция — обращение к разработкам, имеющимся в других исследовательских областях, чтобы понять, могут ли они поставить вопросы, близкие нашим размышлениям о подростничестве.