Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 8

Изменения в Европе и их значение для исследования подросткового возраста.

Политические, социальные и экономические изменения, которые либо происходят, либо ожидаются в Европе, влияют на многие аспекты жизни. Некоторые из этих изменений, вероятно, имеют особое значение для подростков. Возросшая незащищенность по отношению к различным социальным и культурным нормам, вероятно, является результатом возросшей миграции. Это может бросить вызов существующим представлениям о семейной жизни, смертности, личным надеждам или привести к напряжению внутри семьи и между социальными группами. Экономическое неравенство между различными частями Европы может быть выдвинуто на первый план благодаря развитию международных средств связи. Такие проблемы, как оскорбление реальных ценностей, могут быть отнесены к культурам, которые плохо подготовлены для того, чтобы иметь с ними дело

Такие изменения, возможно, приведут к появлению исследовательских работ, более ориентированных на межкультурные различия, на влияние специфических форм социальных изменений на взгляды молодых людей, на различия между подростками, возникающие из многообразия образовательных возможностей или возможностей для работы. Поскольку разнообразие в языке, моделях семьи, культурном и историческом прошлом, экономическом благосостоянии и т.д. между различными частями Европы означает, что рискованно делать попытку распространять данные исследований из одной области в другую, межкультурные работы, вероятно, будут играть особо значимую роль. Возможно, что определенные темы будут особенно "выпуклыми". Среди них - различный опыт семейной жизни, последствия социального и финансового неравенства, эффекты влияния миграции на развитие молодых людей, проблема поведения и ее разрешение, перспективы образования и работы. Уже появились публикации, касающиеся этих тем. Некоторые из них узко описаны на языке, характерном для их географического местоположения. Тем не менее, они предлагают модели способов исследования, которые, вероятно, будут уместны в развивающейся Европе. Например, исследования бросивших школу в различных социальных группах с различными планами на будущее Ноnеss и Edwards (1990); обзор понимания общества подростками Furnham и Stасеу; работа Selbereisens об адаптации русско-немецких эмигрантов к немецкому обществу (Selbereisens & Кrасkе, в печати); исследования, посвященные различиям между родителями и подростками во взглядах на подростничество (Zаni, Хеrri, Воsmа & Jakson, 1992).

Возможное влияние других областей исследования.

Пространство и границы предмета, обсуждаемого в предыдущей части этой статьи, представляют собой важный объект будущих исследований. Тем не менее, мы придерживаемся мнения, что современные разработки в области познания, социального познания и теоретические исследования развития могут иметь важное значение для психологии подростка и что они, следовательно, должны быть кратко рассмотрены.

Способность к формальному операциональному мышлению обычно рассматривают как одну из ключевых характеристик, которая отличает подростка от ребенка. Это так, несмотря на данные исследования, которое показывает, что большинство молодых людей не достигли этого уровня мышления к 16 годам (Shayer, Кuсhеmаnn и Wylam, 1976, Shayer и Wylam, 1978). Идея о том, что эта характеристика является ключевой, вероятно, происходит отчасти из того факта, что теория Пиаже предлагает ее в качестве объяснения изменений в содержании и фокусе мыслей молодых людей, которые происходят около 13 лет (например: Livesly и Вrоm1еу, 1973). Современные разработки в области познания могут открыть новые пути для концептуализации процессов мышления в подростковом возрасте и могут привести к альтернативным способам объяснения внутри- и межличностных изменений.

Существующие разработки основаны на использовании компьютерных исследований, в которых модели структур и процессов мышления разработаны и проверены хорошо отобранными экспериментальными процедурами. Это ведет к значительному прогрессу в понимании умственного поведения в таких сферах, как обладание конкретными знаниями (Сhi, 1987), приобретение способностей (Аnderson, 1983), разрешение проблемы (Larkin, 1985), принятие решения (Fох, 1987) и эмоции (Рrijda, 1986).