Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 3

Современные направления исследований подросткового возраста в Европе.

Вероятно, концептуальные и методологические изменения, о которых было сказано выше, будут продолжать направлять и обогащать исследования подросткового периода в 1990-х годах и далее. Можно также ожидать, что большинство современных работ будут продолжены в следующем десятилетии. Имея это в виду, давайте обратимся к некоторым важным исследовательским работам, которые ведутся в Европе в настоящее время.

Современные европейские исследования подросткового периода можно разделить на 4 области: физическое созревание; идентификация; проблемы подросткового развития; социальное развитие. Наряду с более интегрированными подходами, о которых мы говорили выше, следует подчеркнуть, что ни одна из этих областей не замыкается в себе. Работы, относящиеся к какой-либо одной сфере, обычно содержат ссылки на другие области. Тем не менее, отправная точка и основной стимул для этих работ лежит в одной из четырех названных областей.

Физическое созревание.

Основной акцент большинства работ по физическому созреванию делается на определении временных границ различных физических изменений, связанных с пубертатом (Таnnеr, 1962), и исследовании психологических эффектов раннего и позднего пубертата (Davies, 1977; Jones, 1957; Мussen & Jones, 1957). В последнее время североамериканские и европейские исследователи склонны делать акцент на взаимоотношениях между биологическими изменениями в подростковом возрасте и развитием в других областях, таких, как самовосприятие, социальные отношения и поведение в социуме.

Три работы иллюстрируют этот тип исследования. Недавно Stattin и Magnusson (1990) сообщили о результатах обширного исследования, касающегося влияния периода полового созревания на формирование фемининности. Пубертатные лидеры сообщили о серьезных проблемах и высказали недовольство своим темпераментом. Также они отметили большие проблемы в отношениях с родителями, особенно с матерями, и с другими взрослыми, — например, с учителями. Данные показали, что инициаторами таких конфликтов чаще были девочки, нежели взрослые. Время полового созревания также связано с моделями социальных взаимоотношений. Однополые взаимоотношения складываются преимущественно из пубертатного статуса: пубертатные лидеры предпочитают общаться с другими пубертатными лидерами, а отстающие в развитии — с подобными себе. Рано созревшие девочки общаются с более старшими мальчиками и приобретают сексуальный опыт в более раннем возрасте, чем остальные девочки, а также у них большая вероятность абортов в подростковом периоде.

В противовес предыдущим работам (например, Вrooks-Gunn, 1987; СRocket: & Реtersen, 1987), которые утверждали относительно ограниченную связь между временем полового созревания и психологическими процессами, работа Статина и Магнуссон показывает причастность различных областей психологического развития к пубертату. Некоторые подтверждения этого основного открытия также содержатся в исследовании, проведенном Silberisen (Silberisen , Реtersen , Аlbrecht: & Кгасkе, 1989; Silberisen & Кгасkе, в печати).

Как и Статин и Магнуссон, Силберейсен и его коллеги исследовали взаимоотношения между временем полового созревания и различными аспектами психологического развития мальчиков и девочек. Основные области, охватываемые этой работой, включают: влияние периода полового созревания на самовосприятие и социальные взаимоотношения с родителями и ровесниками; связь между периодом полового созревания и проблемным поведением подростков, таким, как курение и употребление алкоголя; влияние социальных процессов — особенно стрессовых — на пубертатное развитие. Результаты наводят на мысль о том, что раннее половое созревание по-разному влияет на девочек и мальчиков. Оно является, вероятно, более позитивным для мальчиков, чего нельзя сказать о девочках. Рано созревающие девочки общаются со старшими мальчиками, становятся непопулярными среди девочек-ровесниц, курят и употребляют алкоголь. Подростки, отстающие в половом созревании, находятся в невыгодном положении относительно всех сфер развития по сравнению со своевременно созревающими ровесниками. Предметом исследования, недавно проведенного Rodriguez-Tome и его коллегами в Париже, являются три основные области психологического развития, связанные с биологическим развитием в раннем подростничестве: когнитивные процессы, Я-концепция и социоэмоциопальные реакции. Эта работа является необычной, так как отклоняется от метода самоописания и использует измерение пубертатного статуса, впервые разработанного Таnner (1962), в сочетании с психологическими измерениями. Включение когнитивных измерений распространяется на более социальные и поведенческие переменные, которые являются основным предметом внимания по обе стороны Атлантики. Предварительный анализ показал, что девочки расценивают в качестве положительной стороны пубертата свою физическую привлекательность, а свое физическое состояние оценивают более негативно, чем мальчики. Оценка мальчиками своих взаимоотношений с девочками улучшается по мере физического созревания, тогда как оценка девочками своих взаимоотношений с мальчиками более или менее постоянна в течение всего периода полового созревания.